Административные правонарушения в области таможенного дела

57. Административные правонарушения в области таможенного дела

Административные правонарушения в области таможенного дела

В.Т. Батычко
Таможенное право в вопросах и ответах
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

До принятия ныне действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях понятие «нарушение таможенных правил» было законодательно определенным понятием и содержалось в ст.

230 ТК РФ, согласно которой нарушением таможенных правил признавалось противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления льгот и пользования ими, за которое Таможенным кодексом РФ предусмотрена ответственность.

В соответствии с положениями Федерального закона РФ от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с 1 июля 2002 г. (т. е.

с момента вступления в силу КоАП РФ) утратили силу все нормы Таможенного кодекса РФ, касающиеся нарушений таможенных правил, ответственности за эти нарушения и производства по делам о таких нарушениях, в том числе и ст.

230, содержавшая само понятие нарушения таможенных правил.

В настоящее время, анализируя нормы главы 16 КоАП РФ и опираясь на положения ч. 1 ст. 2.

1 КоАП РФ, где сформулировано понятие административного правонарушения, нарушение таможенных правил можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на предусмотренный Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (включая процедуры применения таможенных режимов), порядок их таможенного контроля, таможенного оформления, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Для понимания сущности нарушения таможенных правил как разновидности административных правонарушений недостаточно наличия одних юридических признаков, сформулированных в самом определении, — необходимо определить и его юридический состав, т. е. установить совокупность обязательных элементов нарушения таможенных правил.

Состав нарушения таможенных правил, как и любого другого вида правонарушений, традиционен и включает в себя следующие элементы объект нарушения таможенных правил, его объективную сторону как правонарушения, субъект нарушения таможенных правил и его субъективную сторону как правонарушения.

Объектом нарушения таможенных правил являются охраняемые государством общественные отношения:

1)  имущественного характера, возникающие по поводу перемещения через таможенную границу РФ материальных благ (товаров и транспортных средств);

2)  неимущественного характера, возникающие в сфере управления таможенным делом (например, общественные отношения по поводу производства таможенного оформления, хранения товаров и транспортных средств, по поводу оказания всевозможных услуг в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и др.).

Исчерпывающий перечень объектов нарушений таможенных правил содержится в сформулированном выше определении этого понятия, а именно:

—  порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

—  порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;

—  порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств таможенными платежами и порядок их уплаты;

—  порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими.

Помимо понятия «объекта нарушения таможенных правил», в таможенном праве существует еще понятие «непосредственного объекта нарушения таможенных правил». Такими объектами выступают товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены те или иные таможенные правила.

Объективная сторона нарушения таможенных правил — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения как антиобщественного акта внешнего поведения правонарушителя, которая включает в себя, прежде всего, противоправное действие (например, причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам и пр.) или бездействие (например, в непринятии лицом, перемещающим товары или транспортные средства через таможенную границу, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров или транспортных средств в установленный для этого срок и др.), а также наступившие при этом вредные последствия. Объективная сторона в каждом конкретном случае определяется диспозицией той или иной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за противоправное деяние, являющееся нарушением таможенных правил.

Кроме противоправного деяния (действия или бездействия) и наступивших вредных последствий в состав объективной стороны нарушения таможенных правил, как и любого другого правонарушения, входит наличие причинно-следственной связи между этим деянием и наступившими в его результате вредными последствиями. Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности (неоднократность, повторность, длящееся правонарушение).

В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое, российское или иностранное и т. д.

), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (действия либо бездействия), связанные с нарушением правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативно-правовым актом обязанности в сфере таможенного дела.

При этом формулировка «подлежит ответственности» является обязательной и весьма важной, поскольку ст. 24.5 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее противоправное деяние, ответственности за него не понесет.

Субъективная сторона нарушения таможенных правил зависит от того, кто выступает в качестве субъекта правонарушения, физическое или юридическое лицо.

Если субъектом нарушения таможенных правил выступает физическое (в том числе и должностное) лицо, то субъективная сторона характеризуется виной, которая представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные: мотив и цель.

Мотив поведения лица (побудительная причина совершения правонарушения) и тесно связанная с ним цель (результат, на достижение которого направлено противоправное деяние) оказывают большое влияние на правильную квалификацию таможенного правонарушения.

С субъективной стороной как признаком состава нарушения таможенных правил, когда субъектами правонарушения выступают юридические лица, дело обстоит несколько иначе. Вина юридического лица определяется по правилам ч. 2 ст. 2.

1 КоАП, для того чтобы признать юридическое лицо виновным в совершении нарушения таможенных правил, необходимо доказать, что это юридическое лицо (его администрация, коллектив, отдельные должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых установлена административная ответственность. В этих целях (в целях доказывания упомянутых обстоятельств) должностные лица таможенных органов, ведущие производство по делу о нарушении таможенных правил, могут назначать экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ), брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов.

Источник: http://www.aup.ru/books/m229/57.htm

Общая характеристика административных правонарушений в области таможенного дела

Административные правонарушения в области таможенного дела

Правонарушения, посягающие на экономические интересы  государств ─ членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), безопасность населения этих стран, экологическое благополучие и морально-нравственные устои общества носят административный характер.

Виды административных  правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к административной ответственности определяются законодательством на уровне ЕАЭС с особенностями, установленными национальным законодательством. Нормативной основой   административной ответственности в сфере таможенного дела на таможенной территории Российской Федерации является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Определяя понятие административного правонарушения в области таможенного дела,  следует сказать, что это противоправное  виновное деяние физического, юридического или должностного лица за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность.

В рамках ЕАЭС квалификации по составам гл. 16 КоАП РФ  подлежат правонарушения, выявленные на территории РФ, а также правонарушения, выявленные   на   единой   таможенной    территории    за пределами территории РФ,   если    они   связаны  с недоставкой товаров (документов к ним), выпущенных таможенными органами РФ в соответствии с процедурой транзита.

Нормы главы 16 КоАП РФ  определяют юридический состав административных правонарушений.

Именно состав правонарушения устанавливает совокупность признаков  при наличии которых деяние признаётся правонарушением. Элементы состава  таможенного правонарушения:

  • Объект таможенного правонарушения;
  • Объективная сторона таможенного правонарушения;
  • Субъект таможенного правонарушения;
  • Субъективная сторона таможенного правонарушения.

Значимость состава заключается в том, что  он и является  основанием для привлечения к административной ответственности.

Учитывая  современную сложившеюся ситуацию и особенности таможенного регулирования на современном этапе, правонарушения  в области таможенного дела, можно, разбить на  4 вида:

  1. Правонарушения, посягающие на установленный порядок исчисления и уплаты таможенных платежей;
  2. Правонарушения, посягающие на порядок совершения таможенных операций (прибытие, убытие, временное хранение, выпуск, декларирование);
  3. Правонарушения, посягающие на порядок применения и соблюдения условий таможенных процедур;
  4. Правонарушения, посягающие на порядок нарушения таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу.

Вышеперечисленные   виды   административных   правонарушений в   таможенном    деле    и     выражают     тот   порядок,    который    нарушается,   в   свою  очередь    это  и   характеризует  объект    таможенного   правонарушения.

  Отсюда   следует,   что   объект таможенного правонарушения  ─ урегулированные    нормами    таможенного законодательства общественные отношения, которым противоправными деяниями   физических,   юридических    или   должностных   лиц   причиняется вред   либо  же  создается   угроза    причинения   определяемого    вреда.  

По степени конкретизации выделяют родовой (общий) и непосредственный объекты  административного  таможенного  правонарушения.

Родовой объект административного   таможенного  правонарушения выражен в урегулированных   нормах   таможенного  права   РФ  и  ЕАЭС.

А вот непосредственный объект  административного таможенного правонарушения — конкретные  общественные   правоотношения, возникающие   на   стадиях   совершения таможенных операций   и таможенного контроля, уплаты таможенных платежей и помещение товаров под избранную таможенную процедуру.

Но  целесообразно  отметить то, что необходимо разграничивать объект и предмет административного таможенного правонарушения.

Если объект это  общественные отношения, то предмет   это   признаки объекта   и   представляют собой    вещь   материального мира,  посредствам воздействия на которую совершается правонарушение (товары, перемещаемые с сокрытием от таможенного контроля или товары, утраченные вследствие непреодолимой силы, а также  незадекларированные валюта и   иные денежные инструменты).

Следующий   рассматриваемый     элемент    состава  таможенного правонарушения это объективная сторона, выражающая внешнее  составляющее     правонарушения,     характеризующееся         деянием,       в некоторых случаях причинно-следственной  связи и наступившими последствиями.  Данное противоправное деяние, можно, выделить в следующих формах:

  • противоправное деяние это ─ сознательное волевое  действие или бездействие, которое характеризуется причинением вреда общественным отношения.
  • противоправное действие — это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.
  • противоправное бездействие — противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать   действия   может   вытекать  из закона или иного нормативного правового акта, обязанностей. [1, с.3.]

Объективную  сторону характеризуют признаки  к которым следует отнести: место совершения правонарушения, например, ввоз товаров на  таможенную территорию помимо мест перемещения товаров через таможенную границу (ст. 16.

1 КоАП РФ); способ совершения правонарушении в данном случае примером служит ─ представление недействительных документов при совершении таможенных операций (ст. 16.

7 КоАП РФ);  время совершения правонарушения, например, перемещение товаров через   таможенную границу ЕАЭС вне времени работы таможенных органов (п. 1 ст. 16.1 КоАП РФ);

Субъектом таможенного правонарушения  признаётся  лицо, совершившее деяние.

Субъектами нарушения таможенных правил могут быть:

индивидуальные субъекты ─ физические лица и коллективные субъекты ─ юридические лица.

Признаки  индивидуального субъекта   правонарушения можно разделить на две группы:

1) общие, которыми должны обладать любые лица, привлекаемые к административной ответственности: достижение 16-лстнсго возраста (ст. 2.3 КоАП РФ) и вменяемость (ст. 2.8 КоАП РФ);

2) специальные, связанные с особенностью деятельности лица (должностное лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) либо особенностью правового статуса лица (военный, призванный на военные сборы; лицо, имеющее специальное звание; несовершеннолетний; гражданин, иностранец, лицо без гражданства).

Важно отметить такую особенность  главы 16 КоАП РФ ─ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, как юридические лица. 

Субъективная сторона таможенного правонарушения ─ совокупность признаков, характеризующих внутреннее составляющее  совершённого правонарушения.

Элементом  субъективной  стороны   правонарушения является  вина. Вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. КоАП РФ  выделяет две формы вины — умысел и неосторожность [2, с.500.]

Умыслом признается деяние совершённое сознательно, а правонарушение  совершённое по неосторожности  характеризует, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния но  самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий.

Таким образом, правильная характеристика таможенного  правонарушения  является   основой    квалификации    деяния,  а наличие состава служит для   привлечения   к ответственности.

Список литературы:

  1. Варапаев В. О., Рубанцова Т. А. Теоретические аспекты определения состава   правонарушения    /   О.В      Варапаев.,    Т.А Рубанцева  // Молодой ученый.—  2016. — №6. — С.3.
  2. Кочукова  Т. Ю.   Административное    расследование    нарушений таможенных   правил:   понятие   и     проблемы    производства / Т. Ю. Кочукова   //  Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 500

Источник: https://sibac.info/studconf/science/lxvi/136741

3. Административные правонарушения в области таможенного дела

Административные правонарушения в области таможенного дела

Анализируя нормы гл. 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и опираясь на структуру таможенного законодательства Российской Федерации и положения ч. 1 ст. 2.

1 КоАП РФ, где сформулировано понятие административного правонарушения, нарушение таможенных правил можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на установленные Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и применения иных таможенных процедур, порядок таможенного контроля, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

КоАП РФ (гл. 16) в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 118-ФЗ, «адаптировавшего» гл. 16 КоАП РФ к нормам Таможенного кодекса РФ 2003 г., содержит 23 вида составов нарушений таможенных правил. В первоначальной редакции КоАП РФ их было 22, тогда как ранее (в гл. 39 ТК РФ 1993 г.) их было 40.

Причин уменьшения количества составов таможенных правонарушений в КоАП РФ по сравнению с ТК РФ 1993 г.

несколько — это и объединение нескольких составов в один, и декриминализация отдельных деяний как самостоятельных видов таможенных правонарушений, и выделение отдельных составов из разряда нарушений таможенных правил с последующим объединением их по признаку родового объекта в единый состав другой группы административных правонарушений, и др. Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 118-ФЗ были не только изменены диспозиции и санкции большинства статей гл.16 КоАП РФ, но и добавлена ст. 16.23 «Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела».

Общим для всех видов нарушений таможенных правил является то, что все они в той или иной степени посягают на урегулированные нормами таможенного права общественные отношения — тамо- женно-правовые отношения (отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу). Различаются же они по степени общественной опасности, по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела, в зависимости от способа, места и времени их совершения (т. е. по признакам объективной стороны), в ряде случаев — по субъектам, их совершающим, и по некоторым другим критериям.

Классификация нарушений таможенных правил в соответствии с теми или иными признаками имеет важное значение для совершенствования правоприменительной деятельности таможенных органов, поскольку позволяет, с одной стороны, выявить некие качественные особенности каждого конкретного состава таможенного правонарушения и в то же время, с другой стороны, избежать односторонности его интерпретации.

Наиболее общей классификацией нарушений таможенных правил является их классификация по степени общественной опасности.

В соответствии с этим критерием все виды составов нарушений таможенных правил можно условно разделить на незначительные нарушения, не представляющие большой общественной опасности для экономических интересов России, и на грубые нарушения, совершение которых наносит реальный ущерб экономическим интересам и безопасности нашей страны.

К первой группе относятся такие нарушения таможенных правил, как, например, нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ), несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 16.

10 КоАП РФ); непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности (ст. 16.

15 КоАП РФ) и другие незначительные нарушения, совершение которых происходит, в основном, как следствие халатного исполнения участниками таможенно-правовых отношений своих обязанностей в сфере таможенного дела.

Ко второй группе следует относить нарушения, совершение которых несет реальный ущерб экономическим интересам России, нравственности и здоровью ее населения и которые, как правило, направлены на получение той или иной выгоды для лиц, их совершающих.

Сюда относятся, прежде всего, нарушения таможенных правил так называемой «контрабандной группы» — незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу (ст. 16.

1 КоАП РФ) и недекларирова- ние либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2 КоАП РФ) и иные грубые нарушения.

Можно проводить классификацию нарушений таможенных правил по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела (т. е. по объекту посягательства). Представляется, что по этому критерию следует выделять четыре группы нарушений таможенных правил, исходя из сформулированного нами выше определения понятия «нарушения таможенных правил»: 1)

нарушения таможенных правил, посягающие на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России (ст. 16.1, 16.3, 16.18 КоАП РФ); 2)

нарушения таможенных правил, посягающие на порядок оформления, порядок применения иных таможенных процедур и порядок таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств и порядок осуществления деятельности в области таможенного дела (ст. 16.2, 16.4—16.17, 16.19, 16.23 КоАП РФ); 3)

нарушения таможенных правил, посягающие на порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров таможенными платежами и порядок их уплаты (ст. 16.22 КоАП РФ); 4)

нарушения таможенных правил, посягающие на порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими (ст.ст. 16.20, 16.21 КоАП РФ).

Следующий способ возможной классификации видов нарушений таможенных правил — это классификация в зависимости от способа, места и времени их совершения, т. е. по признакам объективной стороны правонарушения.

Юридический анализ действующих таможенноправовых норм позволяет выделить в объективной стороне составов административных проступков, именуемых нарушениями таможенных правил, следующие характерные признаки их классификации: 1)

форма совершения противоправного деяния (действие или бездействие); 2)

противоправный результат (материальный или нематериальный вред, ущерб); 3)

место, время и средства совершения правонарушения.

И наконец, в зависимости от субъектов, их совершающих, нарушения таможенных правил можно подразделить на:

а) нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть любые физические или юридические лица, отвечающие общим признакам субъекта административного правонарушения (таковых большинство);

б) нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть только специальные субъекты, т. е.

физические или юридические лица, обладающие помимо общих признаков субъекта административного правонарушения еще и некоторыми характерными признаками, позволяющими им выступать в качестве субъектов конкретных правонарушений (например, невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (ст. 16.18 КоАП РФ), где субъектом правонарушения может выступать только физическое лицо, временно ввезше в Российскую Федерацию или вывезшие из нее товары и транспортные средства для личного пользования.

Источник: https://lib.sale/tamojennoe-pravo-uchebnik/administrativnyie-pravonarusheniya-oblasti-33900.html

Таможенное право России

Административные правонарушения в области таможенного дела

В соответствии со ст. 28.1. КоАП РФ в подавляющем большинстве случаев поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Чаще всего признаки правонарушений в таможенном деле обнаруживаются должностными лицами таможенных органов самостоятельно при проведении таможенного контроля с применением одной или нескольких форм, утвержденных ТК Таможенного союза.

Так, при производстве таможенного досмотра товаров и (или) транспортных средств, проводимого уполномоченными должностными лицами таможенного органа, могут быть выявлены:

  • сокрытые от таможенного контроля в тайниках товары, т.е. признаки ст. 16.1 ч. 2 КоАП РФ;
  • несоответствие сведений, внесенных в таможенную декларацию, действительным характеристикам декларируемой товарной партии, т.е. признаки ст. 16.2 ч. 2 КоАП РФ;
  • факт уничтожения, повреждения, удаления, изменения либо замены средств идентификации, т.е. признаки ст. 16.11 КоАП РФ, а также признаки иных правонарушений, обозначенных в гл. 16 КоАП РФ.

Это обстоятельство можно назвать первой особенностью производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Кроме этого, часто порядок и сроки производства по делу об административном правонарушении в области таможенного дела зависит от административно-правового статуса или места нахождения таможенного органа, в котором данное производство ведется. Это утверждение можно считать второй особенностью производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и пояснить следующим образом.

Известно, что анализ административной ответственности позволяет назвать три ее основания:

нормативное — систему норм административного права регулирующих ее (в таможенном деле это прежде всего гл. 16 КоАП РФ);

фактические — деяния субъектов, нарушающие правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административные правонарушения в области таможенного дела — деяния, подпадающие под признаки статей гл. 16 КоАП РФ);

процессуальные — акты компетентных субъектов о наложении конкретных административных наказаний на виновных лиц.

Данные акты должны быть законными, своевременными, обоснованными, эффективными и т.д. Перечисленные характеристики в полной мере зависят от качества проведенных при рассмотрении дела мероприятий, направленных на установление объективной истины.

В свою очередь, количество действий или мероприятий, проводимых должностным лицом таможенного органа для вынесения постановления по делу об административном правонарушении в области таможенного дела, зависит от имеющихся при возбуждении дела исходных данных. Наличие последних определяет алгоритм действий уполномоченного лица таможенного органа.

Возможны следующие варианты.

Во-первых, должностные лица таможенных органов РФ вправе назначать административное наказание физическим лицам в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 28.

6 КоАП РФ. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе в соответствии со ст. 29.

10 КоАП РФ.

Такая практика используется, если:

  • административное правонарушение не представляет серьезной общественной опасности и не влечет вредных последствий;
  • состав правонарушения очевиден;
  • физическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, признает свою вину, не оспаривает справедливости налагаемого взыскания и готово уплатить административный штраф на месте.

При этом уполномоченным должностным лицом таможенного органа административный штраф налагается и взимается на месте совершения административного правонарушения с составлением постановления о назначении административного наказания в виде штрафа без составления протокола, которое оформляется на специальном бланке, рекомендованном к использованию письмом ФТС России от 26 сентября 2012 г. № 01-11/48291 «О применении статьи 28.6 КоАП России».

Наказание в виде административного штрафа без составления протокола об административном правонарушении назначается должностными лицами таможенных органов, уполномоченными в соответствии с приказом ФТС России от 1 марта 2012 г.

№ 368, обладающими навыками производства по делам об административных правонарушениях, а также с которыми заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ и которые под роспись ознакомлены с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо Банка России от 4 октября 1993 г. № 18 «Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»),

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья гл. 16 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения; мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Административный штраф взимается с физического лица на месте совершения им административного правонарушения и уплачивается наличными деньгами в валюте РФ по таможенному приходному ордеру в установленном порядке в кассу таможенного органа или через учреждения банков.

При отсутствии кассы (учреждения банка) в месте производства таможенного оформления административный штраф уплачивается наличными деньгами в валюте РФ непосредственно уполномоченному должностному лицу таможенного органа, назначившему административное наказание.

Данный порядок применяется только в отношении физических лиц (исключая предпринимателей без образования юридического лица).

Очевидно, что чаще всего такой порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела применяется на пограничных таможенных постах и таможнях, базирующихся непосредственно в пунктах пропуска через таможенную границу Российской Федерации. Причина понятна — должностные лица данных таможенных органов при выполнении своих функций взаимодействуют с пересекающими таможенную границу Российской

Федерации физическими лицами (и перемещающими через границу товары) самым непосредственным образом, т.е. имеют возможность выявить все признаки правонарушения и привлечь виновного к ответственности самостоятельно.

Во внутренних таможнях, находящихся вдали от пунктов перехода через таможенную границу, подобная практика привлечения физических лиц к ответственности применяется крайне редко или не применяется вообще1Например, в Екатеринбургской таможне, не имеющей пограничных таможенных постов, начиная с 2006 г. не было заполнено ни одного постановления о привлечении лиц к административной ответственности по упрощенной форме..

Также возможна полярная ситуация, когда в ходе проведения таможенного контроля выявляются только некоторые признаки правонарушения, на основании которых нельзя установить его состав и, соответственно, привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Так, во время проведения таможенной проверки (ранее — специальной таможенной ревизии) лиц, осуществляющих торговлю ввезенными товарами, могут быть обнаружены товары, не прошедшие при ввозе таможенного оформления. Чтобы установить лиц, виновных в данном правонарушении (или преступлении), требуется проследить всю цепочку, по которой данные товары попали к продавцу, у которого они были обнаружены.

Данные мероприятия могут потребовать значительных временных затрат. Поэтому в подобных случаях должностные лица таможенных органов вправе принять решение о необходимости проведения административного расследования в соответствии с положениями ст. 28.7 КоАП РФ.

Такое решение принимается в виде определения, в котором указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

По общему правилу срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, или начальника вышестоящего таможенного органа может быть продлен на срок от одного до шести месяцев соответственно.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Как показывает практика, порядка 50% производств по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, возбуждаемых во внутренних таможнях РФ, начинаются с вынесения определения о проведении административного расследования. В пограничных таможенных органах, напротив, административные расследования проводятся редко.

В тех случаях, когда административное наказание не может быть вынесено без составления протокола (например, к ответственности должно быть привлечено юридическое лицо), но при этом проведение административного расследования не требуется, о совершении административного правонарушения составляется протокол в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, место и время совершения и событие административного правонарушения, статья гл. 16 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом таможенного органа, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Можно сказать, что общее число случаев, когда протокол об административном правонарушении в таможенном деле является первым процессуальным документом, лежащим в основе возбуждения административного производства, в пограничных и во внутренних таможенных органах сопоставимо.

Источник: https://isfic.info/tamprav/cust44.htm

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)

Административные правонарушения в области таможенного дела

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2.

 Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3.

 Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечания:

1.

 Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2.

 В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

  • 1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;
  • 2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;
  • 3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

3.

Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4.

В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1-3 пункта 2 настоящих примечаний.

Источник: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/2296220/item/2296222/

ПроступкамНет
Добавить комментарий