Доказательства по делу об административном правонарушении

Исключение доказательств в административном процессе — Юридические советы

Доказательства по делу об административном правонарушении

Допустимость и относимость доказательств имеют свои особенности в существующих формах судопроизводства. Связано это как с разницей в законодательном регулировании, так и с практикой применения законов.

О чем речь

Допустимость и относимость доказательств представляют собой два элемента:

  • законность его получения, соблюдение при этом всех предусмотренных процедур;
  • значимость в конкретном деле, суд может посчитать то или иное доказательство несущественным для конкретного дела.

Какие примеры можно привести?

Например, доказательство получено в ходе обыска без решения суда, чрезвычайные обстоятельства при этом отсутствовали. Его не примут в расчет.

Относимость касается подтверждения обстоятельств, на которые ссылаются участники процесса. В уголовном деле доказательства подтверждают стандартный перечень обстоятельств согласно ст. 73 УПК. Например, показания свидетелей, подтверждающие невиновность.

Допустимость и относимость доказательств в гражданском процессе имеют важную особенность. Процесс сбора и оценки отличается высокой степенью формализованности.

Например, подтверждением нетрудоспособности человека может быть лишь справка МСЭ, выданная в результате предусмотренной процедуры.

Свидетельские показания предусматриваются там, где нет возможности подтвердить данные документально. Если нет подтверждающих бумаг, то их замена свидетельскими показаниями не допускается. Допустимость и относимость доказательств в гражданском процессе определяются судом.

Он определяет: какие факты, кем должны подтверждаться, что приемлемо, а что – нет. Даже в рамках одной категории дел перечень обстоятельств и фактов, которые должны быть доказаны, различается.

Арбитражный процесс

Допустимость и относимость доказательств в арбитражном процессе характеризуются почти так же, но они имеют свои особенности. Одни обусловлены процессуальными нормами, другие – практикой, выработанной судами.

Например, допустимо просить суд приобщить документы из материалов дела, в гражданском процессе это остается под вопросом.

В то же время приговор в качестве доказательства бесспорно подтверждает лишь факт совершения конкретным лицом преступления.

Сведения, факты, изложенные в решениях по арбитражным, гражданским и административным делам, могут лишь учитываться, и это право, а не обязанность суда.

Исключение – в деле принимают участие те же лица. Обязательны нотариальные акты, если они не отменены.

Допустимость и относимость доказательств в арбитражном процессе обязывают стороны прямо заявлять о несогласии с теми или иными утверждениями.

Уголовный процесс

задача — собрать все сведения, которые можно подтвердить. Допустимость и относимость доказательств касаются, прежде всего, прав граждан и организаций. В частности, получение разрешения суда на проведение ряда следственных действий, а также обеспечение доступа к юридической помощи.

Применяется стандартный набор:

  • показания участников процесса;
  • заключения экспертов, специалистов;
  • документы, предоставленные сторонами, а также запрошенные адвокатом, следователем, дознавателем, прокурором и судом.

Допустимость и относимость доказательств могут оспариваться всеми заинтересованными в процессе, в отдельной жалобе и в процессе рассмотрения дела по существу, причем не единожды.

Не ограничив право на защиту или допустив иные нарушения норм УПК, орган следствия или суда вправе приобщить к материалам любой документ. Например, он вправе учесть заключение одного врача о состоянии здоровья заинтересованного лица. Можно обойтись без справки МСЭ.

Из-за этой особенности допустимость и относимость доказательств в гражданском судопроизводстве часто приводят в замешательство юристов-криминалистов.

Рассмотрение административных материалов

Система рассмотрения построена схожим образом с уголовным процессом:

  • четкий перечень доказываемых обстоятельств;
  • доказательства должны предоставляться обвиняющим органом;
  • привлекаемое лицо имеет право, а не обязанность доказывать свою невиновность.

Что входит в перечень обязательного доказывания?

  • факт происшествия;
  • виновность привлекаемого лица;
  • обстоятельства, как смягчающие, так и отягощающие вину;
  • обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в открытии дела или его прекращения;
  • денежная оценка ущерба;
  • иные обстоятельства, которые орган власти или суд сочтет нужным выяснить.

Допустимость и относимость доказательств в КоАП РФ построены на оценке правильности действий чиновников, ответственных за привлечение к ответственности.

Проведение некоторых процедур

В первую очередь нужно определить, насколько полно и правильно составлен протокол. Во вторую — имело ли привлекаемое лицо возможность защититься.

Например, разъясняли ли права ничего не говорить в отношении себя или получить юридическую помощь. Привлекаемое лицо, сделав в протоколе соответствующую отметку, фактически может свести на нет все усилия чиновников.

Источник: https://lawsymphony.com/isklyuchenie-dokazatelstv-v-administrativnom-protsesse/

Административно-процессуальное право

Доказательства по делу об административном правонарушении

Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях.

Доказывание — это процесс собирания, исследования, оценки и использования доказательств в целях установления объективной истины по делу об административном правонарушении.

Доказывание по делу об административном правонарушении осуществляют судья, орган, должностное лицо, в производстве которых оно находится.

Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях — это перечень вопросов, которые подлежат выяснению и доказыванию при рассмотрении дела.

Прежде всего, это вопрос о наличии события административного правонарушения.

Событие административного правонарушения — это подтвержденный доказательствами факт того, что (а) противоправное деяние действительно имело место; (б) что в его результате наступили вредные последствия.

Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении») в предмет выяснения и доказывания включает вопросы:

  • о лице, совершившем противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
  • о виновности этого лица в совершении административного правонарушения;
  • об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, и обстоятельствах, отягчающих административную ответственность.
  • о характере и размере ущерба, причиненного административным правонарушением;
  • об обстоятельствах, исключающих производство но делу об административном правонарушении;

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

  1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  2. добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
  3. добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
  4. оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению но делу об административном правонарушении;
  5. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
  6. добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  7. добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
  8. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  9. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  10. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

  1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2. повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.61Согласно которой лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение административного правонарушения «со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления». настоящего Кодекса;
  3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  4. совершение административного правонарушения группой лиц;
  5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении:

  1. отсутствие события административного правонарушения;
  2. отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  3. действия лица в состоянии крайней необходимости;
  4. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  5. отмена закона, установившего административную ответственность;
  6. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  7. наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  8. смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Доказательства. Статья 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что;

«1.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

3. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Доказательства делятся на личные, вещественные и документы. Личными доказательствами являются объяснение правонарушителя, показания потерпевшего и свидетелей.

Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей.

  1. объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
  2. объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

К вещественным доказательствам относятся материальный объект правонарушения, орудие совершения правонарушения, фотоснимки, сделанные в процессе совершения правонарушения, либо если факт обнаружения фотоснимков у определенного лица или в определенном месте имеет существенное значение для дела.

Статья 26.6. Вещественные доказательства.

  1. под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.
  2. вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном настоящим Кодексом.
  3. судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Документы — это материалы, которые содержат сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся ответы на запросы, акты ревизий, справки, письма, заявления, характеристики, фотоснимки, звуко-, кино- и видеозаписи, компьютерные данные и т.н.

Статья 26.7. Документы.

  1. документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
  2. судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.
  3. в случаях, если документы обладают признаками, указанными в статье 26.6 настоящего Кодекса, такие документы являются вещественными доказательствами.

Получение доказательств. При получении доказательств могут быть использованы: (а) экспертиза; (б) показания специальных технических средств; (в) поручения и запросы по делу об административном правонарушении; (г) истребование сведений.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. В определении указываются:

  1. основания для назначения экспертизы;
  2. фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
  3. вопросы, поставленные перед экспертом;
  4. перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано (ст. 26.4 КоАП РФ).

Показания специальных технических средств. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае фиксации правонарушения работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи (ст. 26.8 КоАП РФ).

Поручения и запросы по делу об административном правонарушении.

Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.

Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса (ст. 26.9 КоАП РФ).

Истребование сведений. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.

Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, — незамедлительно.

При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение (ст. 26.10 КоАП РФ).

Оценка доказательств.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ).

Источник: https://isfic.info/safka/apro17.htm

Адвокаты хотят исключить преюдициальность протокола об административном правонарушении

Доказательства по делу об административном правонарушении

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, советник ФПА РФ Юрий Костанов и адвокат АП г. Москвы Мария Серновец подготовили новый вариант проекта поправок (имеется в распоряжении «АГ») в КоАП РФ, предусматривающих доступ защитника к доверителю с момента его задержания по делу об административном правонарушении.

Защита с момента задержания и право на телефонный звонокЮрий Костанов предлагает внести изменения в нормы КоАП, обеспечив участие защитника в административном деле с момента задержания доверителя

Напомним, в июне 2017 г. «АГ» сообщала о предложении адвокатов включить в ст. 25.1, 25.3, 25.5, 27.3 и 27.

4 КоАП РФ указание об участии в деле защитника и о получении им, как и привлекаемым к административной ответственности лицом, копий соответствующих процессуальных документов.

Кроме того, законопроектом предлагалось предоставить задержанным право на один телефонный звонок – адвокату либо родственнику, чтобы обеспечить своевременное информирование защитника о начатом административном производстве.

Тогда Юрий Костанов пояснял, что поправки необходимы поскольку по действующему КоАП РФ защитник вступает в производство по административному делу с момента его возбуждения, а само дело считается возбужденным с момента задержания и доставления подозреваемого или обвиняемого.

Однако в статьях Кодекса, посвященных правам лиц, привлекаемых к административной ответственности, и регламентирующих предшествующие судебному рассмотрению стадии процесса, – о доставлении и административном задержании – об участии защитника не упоминается.

Член СПЧ подчеркивал, что сотрудники правоохранительных органов игнорируют взаимосвязь этих норм и препятствуют доступу адвокатов к их доверителям с момента задержания. «В этой связи мы считаем, что нормы закона должны быть самодостаточными», – заключил он.

Адвокат с момента задержания – бесплатноТатьяна Москалькова поддержала инициативу адвокатов дополнить КоАП РФ положением об обязанности предоставлять задержанным адвоката с момента составления протокола о задержании

Свой законопроект Юрий Костанов передал Уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой, которая поддержала инициативу. В декабре 2017 г.

стало известно, что Аппарат Уполномоченного готовит поправки о распространении гарантий оказания бесплатной юридической помощи на ряд статей Кодекса об административных правонарушениях РФ, текст которого будет учитывать и предложения Юрия Костанова, и Марии Серновец.

В пресс-службе Татьяны Москальковой не смогли оперативно предоставить ответ на вопрос о дальнейшей судьбе данного документа.

Дополненная версия законопроекта Юрия Костанова содержит ряд новых положений. В частности, предлагается новая редакция ч. 2 ст. 27.

2 «Доставление» КоАП РФ: «Доставление лица, задержанного за совершение административного правонарушение, в орган или к должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществляется в срок не позднее 3 часов с момента задержания».

Часть 3 этой же статьи также предложено изменить следующим образом: «О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Доставленному лицу в течение одного часа разъясняются основания и причины доставления, его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу, о чем в соответствующем протоколе делается отметка, удостоверяемая подписью доставленного».

В ст. 27.15 «Привод» предлагается указать, что лицо, в отношении которого осуществляется привод, пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и лицо, подвергнутое доставлению в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ.

Значительные изменения предложено внести в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса, которой устанавливается перечень доказательств по делу об административном правонарушении.

Как отметили авторы инициативы, сейчас главное место в этом перечне занимает протокол об административном правонарушении: «Такая законодательная конструкция фактически придает таким протоколам преюдициальное значение, по крайней мере в тех случаях, когда решение по делу принимает не то должностное лицо, которое составило протокол, а другое должностное лицо, уполномоченный орган либо суд (судья)».

В пояснительной записке отмечается, что преюдициальное значение таким протоколам придается потому, что основным их содержанием является утверждение о виновности в совершении административного правонарушения лица, в отношении которого ведется дело.

«Несмотря на то что в соответствии со ст. 26.

11 КоАП никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, правоприменительная практика фактически придает протоколам об административных правонарушениях преюдициальное значение», – указали авторы поправок.

В целях обеспечения беспристрастной и объективной оценки доказательств предлагается признавать доказательством не протокол об административном правонарушении, а протоколы, содержащие описание местности, помещений, предметов, вещей и документов, а также протоколы, содержащие описание действий должностных лиц и результатов этих действий. Также в перечень доказательств предлагается включить объяснения лица, в отношении которого ведется дело, показания потерпевшего и свидетелей, показания и заключения эксперта или специалиста, а также показания специальных технических средств и вещественные доказательства.

Хронология событий, связанных с задержанием адвоката Михаила Беньяша, и реакция адвокатского сообщества

В комментарии «АГ» Юрий Костанов пояснил, что решение дополнить прошлогодний законопроект во многом связано с делом адвоката Михаила Беньяша.

Он пояснил, что в постановлении об административном аресте Беньяша на 14 суток основным доказательством стал протокол об административном правонарушении. «Это документ, составленный людьми, которые его задержали, и в котором излагается их версия.

Этому протоколу придано значение преюдициальное, и это совершенное безобразие. Это как если бы в уголовном процессе обвинительное заключение имело преюдициальное значение.

Хотя де-факто наши судьи уже давно обвинительные заключения копируют в приговор, изменяя заголовок и подпись, но это же не правосудие, а произвол», – подчеркнул Юрий Костанов, добавив, что именно поэтому предлагается в качестве доказательств принимать только протоколы, содержащие объективную информацию.

Как отметил советник ФПА, когда идет речь о данных, которые предоставляют сотрудники полиции, задержавшие гражданина, необходимо взять у них объяснения, вызывать в качестве свидетелей в зал судебного заседания и опрашивать с участием защитника привлекаемого к ответственности лица.

Говоря о необходимости закрепить в КоАП положения о предоставлении защитника с момента задержания за совершение административного правонарушения, Юрий Костанов заметил, что это выгодно как гражданам, так и правоохранителям. «Во-первых, тогда станет меньше ситуаций, когда задержанные подвергаются насилию.

Во-вторых, жалоб на действия полиции станет меньше, так как если никаких побоев на самом деле не было и все происходило в присутствии адвоката, то и никаких ложных обвинений допущено не будет, – пояснил он. – Если те, кто задерживал, действительно преследовали правомерные цели, тогда они себя этим защитят».

Как сообщил Юрий Костанов, новый законопроект будет вновь представлен Уполномоченному по правам человека, направлен в Совет Федерации, в Совет по правам человека, в Федеральную палату адвокатов. Также он сообщил, что на предстоящей встрече Владимира Путина с членами СПЧ он планирует привлечь внимание Президента к данной проблеме и донести до его сведения информацию о предложенных поправках.

Комментируя законопроект, исполнительный вице-президент ФПА Андрей Сучков отметил, что содержит крайне важные позиции, направленные на обеспечение соблюдения конституционных прав граждан в процедуре привлечения к административной ответственности.

«Практика показывает, что в стадии возбуждения дела об административном правонарушении нередко в отношении гражданина уже применяются правоограничения, а иногда и в течение достаточно длительного времени, а вот воспользоваться помощью защитника или иным образом реализовать свое право на защиту гражданин не может.

Законопроект достаточно четко решает эту проблему», – указал он.

В то же время Андрей Сучков отметил, что помимо новелл, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых ведется дело об административном правонарушении, документ содержит и дискуссионные моменты: «Действительно, практика показывает, что протокол об административном задержании нередко превращается в “главное” доказательство по делу. Но такой подход является нарушением положений ст. 26.11 КоАП РФ о том, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Не уверен, что случаи негативного правоприменения могут служить основанием для формирования общего правила об исключении протокола об административном правонарушении из перечня доказательств (предлагаемые изменения в ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ)», – заключил исполнительный вице-президент ФПА. При этом он добавил, что законопроект «содержит крайне важные и актуальные положения и заслуживает всяческой поддержки».

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/advokaty-khotyat-isklyuchit-preyuditsialnost-protokola-ob-administrativnom-pravonarushenii/

Предмет доказывания, доказательства. Оценка доказательств по делам об административных правонарушениях

Доказательства по делу об административном правонарушении

   Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

   По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1.

Наличие события административного правонарушения;

2.

Лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3. Виновность лица в совершении административного правонарушения;

4.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5. Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7. Иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

   Доказательства

1.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

3. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

   Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей

1.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

2.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

   Экспертиза

1.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

2.

В определении указываются:

 1) основания для назначения экспертизы;

 2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

 3) вопросы, поставленные перед экспертом;

 4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

 Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

3. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

4.

До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

5. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

6. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

   Взятие проб и образцов

1.

Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

2.

В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

3. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.

   Вещественные доказательства

1.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

2.

Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном настоящим Кодексом.

3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

   Документы

1.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

2.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

4.

В случаях, если документы обладают признаками, указанными в статье 26.6 настоящего Кодекса, такие документы являются вещественными доказательствами.

   Показания специальных технических средств

1.

Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

2.

Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

   Поручения и запросы по делу об административном правонарушении

1.

Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.

2.

Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.

3. Взаимодействие органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, с компетентными органами иностранных государств и международными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

   Истребование сведений

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.

Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно.

При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

   Оценка доказательств

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Полина Кузнецова

Источник: http://kobzew.ru/sudeisky-voprosnik/predmet-dokazyvaniya-dokazatelstva-otsenka-dokazatelstv-po-delam-ob-administrativnykh-pravonarusheniyakh.html

Доказательная база по делам об административных правонарушениях

Доказательства по делу об административном правонарушении

Совокупность действий процессуального характера, урегулированная ст. 26.1-26.11 КоАП РФ, является административно-процессуальным доказыванием. При рассмотрении дела об административном правонарушении следует выяснить:

  • наличие факта правонарушения;
  • кто совершил правонарушение;
  • виновность, совершившего правонарушение;
  • обстоятельства смягчающего характера;
  • обстоятельства отягчающего характера;
  • характер ущерба и его размер;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  • прочие обстоятельства, имеющие значения для рассматриваемого дела.

Доказательства по делу об административном правонарушении

Определение 1

Доказательствами являются факты и данные, на основании которых устанавливается факт нарушения, виновность лица его допустившего, обстоятельства при которых совершено правонарушение.

Эти сведения устанавливаются при составлении протокола об административном правонарушении, при объяснении лиц, имеющих отношение к делу, при написании заключений экспертами, при снятии показаний со специальных технических средств, при исследовании вещественных доказательств.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть использованы по делу об административном правонарушении. Если при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля и муниципального контроля допускались нарушения законодательной базы, выводы проверки не могут быть приняты в качестве доказательств по делу. Об этом говорится в статье 26.2 КоАП.

Лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевшая сторона, свидетели дают объяснения, имеющие отношение к административному правонарушению устно или письменно. Все объяснения должны быть отражены в протоколе, а если это необходимо, то записываются и приобщаются к делу. Об этом говорится в статье 26.3 КоАП.

Назначение экспертизы

Если возникает необходимость в специальных познаниях научного, технического, искусствоведческого, культурологического характера, судья или иной орган привлекают для рассмотрения дела экспертов. Определение судьи обязательно к исполнению экспертами или учреждениями, которые проводят экспертизу. В определении судья указывает:

  • по каким основаниям назначена экспертиза;
  • ФИО эксперта или наименование учреждения, проводящего экспертизу;
  • что должна установить экспертиза;
  • какие материалы предоставлены эксперту.

Замечание 1

В определении эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности, а также эксперт должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом, должны входить в область его специальных познаний.

До того как определение будет направлено эксперту, с ним знакомятся лицо, совершившее нарушение, и потерпевшая сторона.

Им должны быть разъяснены права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о проведении экспертизы указанными лицами, права ставить вопросы, на которые ответит экспертиза.

Эксперт составляет заключение в письменном виде от своего имени. В заключении указывается: кто проводил экспертизу, на каких основаниях, содержательная сторона исследования. Эксперт должен дать обоснованные ответы на поставленные вопросы и в заключении сделать выводы.

Замечание 2

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, но тем не менее, несогласие с выводами экспертизы должно быть объяснено. Об этом говорится в ст. 26.4 КоАП.

Должностное лицо, которое осуществляет производство по делу имеет право брать образцы почерка, пробы и образцы товаров для проведения экспертизы, производить фото и видеофиксацию этих образцов. Образцы берутся в определенном порядке с составлением протокола.

Вещественные доказательства

Ими являются орудия или предметы административного правонарушения, сохранившие следы этого нарушения. Вещественные доказательства должны быть сфотографированы и приобщены к делу.

Также запись о наличии вещественных доказательств должна быть внесена в протокол.

Судьей или другим органом должны быть приняты меры по сохранению вещественных доказательств в должном виде, а по окончании разбирательства должно быть принято решение в отношении вещественных доказательств.

Документы признаются доказательствами, если они имеют отношение к рассматриваемому делу. Документы могут быть в форме текста написанного от руки, машинописного текста, компьютерной печати, бланка и т.д. К документам относятся фотографии, видеозаписи, киносъемка, аудиозаписи, базы данных и другие информационные носители.

Замечание 3

К специальным техническим средствам относятся измерительные приборы, сертифицированные и проверенные метрологически. Показания технических средств заносятся в протокол или постановление по делу в соответствии со ст. 28.6 КоАП.

Для того, чтобы получить доказательства, должностное лицо имеет право направлять запросы, либо поручать отдельные действия по разъяснению дела должностному лицу соответствующей территории и органа, ее представляющего. Поручение или запрос по делу необходимо исполнить в течении 5 дней со дня его получения.

Замечание 4

Органы, осуществляющие производство по делу, и органы иностранных государств, обладающие компетенцией, взаимодействуют в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Об этом говорится в ст. 26.9 КоАП.

Судья или другой орган могут истребовать необходимые сведения посредством вынесения определения. Истребуемые сведения должны быть предоставлены в течение 3 дней с момента получения определения. Если административное правонарушение повлекло арест, то истребуемые сведения должны быть предоставлены незамедлительно.

Если такие сведения предоставить невозможно, организация обязана известить об этом судью в течение 3 дней. Судья или другой орган рассматривают полученные доказательства по делу по своему внутреннему убеждению, которое основано на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.

Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, согласно ст. 26.11 КоАП.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnyj-protsess/dokazatelnaja-baza-po-delam/

ПроступкамНет
Добавить комментарий