Функции прокуратуры

История прокуратуры России

Функции прокуратуры
История прокуратуры России.

Впервые прокуратура была создана во Франции в начале 14-го века. В России в 18-ом веке, когда Петром 1 был учрежден фискалат, а затем в 1722 году были учреждены должности генерал-прокурора, обер-прокурора, прокуроров. 

Прокуратура создавалась в России как представительный орган прежде всего императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений. Суть самой должности прокурора ее основатель Петр I выразил такими словами: «Сей чин яко око наше».

Функции прокуратуры были довольно широки, хотя и видоизменялись, особенно после Судебной реформы 1864 года. В отдельные периоды генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, юстиции, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствованийЕкатерины II и Павла I.

Начиная же с 1802 года генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Должность генерал-прокурора, установленную Петром I в 1722 году, за все время ее существования, вплоть до октябрьских событий 1917 года, — почти два столетия — занимали 33 человека.

Первым в их ряду стоял сподвижник Петра I, один из «птенцов гнезда Петра Великого» генерал-аншеф, обер-шталмейстер, кабинет-министр и дипломат, кавалер всех высших орденов Российской империи, граф Павел Иванович Ягужинский.

В должности генерал-прокурора состояли различные лица, в подавляющем большинстве незаурядные. Среди них были и выдающиеся государственные деятели — П.И. Ягужинский, Д.Н. Блудов, Д.П. Трощинский, и блестящие юристы — Д.Н. Замятнин, Д.Н.

Набоков, Н.В. Муравьев, и боевые, проявившие незаурядную храбрость в сражениях офицеры — А.Н. Самойлов и Д.И. Лобанов-Ростовский, и тонкий дипломат Д.В. Дашков, и выдающиеся русские поэты, гордость российской литературы — Г.Р. Державин и И.И.

Дмитриев. 

Одни генерал-прокуроры удерживали свою должность в течение длительного времени: например, А.А. Вяземский — около 30 лет, В.Н. Панин — более 20 лет. Другие же, напротив, непродолжительное время — менее года: например, А.А. Хвостов, А.Ф. Керенский, А.С. Зарудный, П.Н. Малянтович (особенно это относится ко времени, предшествовавшему Февральской революции, и к периоду Временного правительства).

После Октябрьской революции органы прокуратуры, как известно, были ликвидированы. В Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 года отмечалось: «Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно институты присяжной и частной адвокатуры».

В роли обвинителей теперь могли выступать все «неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». Надзор же и контроль за законностью входил в функции многих органов и учреждений, начиная с ВЦИКа и его президиума и кончая губернскими и уездными отделами юстиции.

Такое положение, вполне приемлемое в условиях гражданской войны, стало нетерпимым во время мирного строительства. В 1921 году со всей остротой встал вопрос о создании прокуратуры.

Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 года, когда М.И. Калинин как председатель ВЦИКа подписал принятое этим органом «Положение о прокурорском надзоре».

В нем говорилось: «В целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной политики борьбы с преступностью ВЦИК постановляет: 
1.

Учредить в составе Народного Комиссариата Юстиции Государственную прокуратуру».

Были определены и ее функции. Первым прокурором России стал Д.И. Курский, а после образования Союза ССР первую должность прокурора Верховного суда СССР занял П.А. Красиков.

В разные годы прокурорами (Генеральными прокурорами) Союза ССР и РСФСР были И.А. Акулов, Н.В. Крыленко, В.А. Антонов-Овсеенко, М.И. Васильев-Южин, А.Я. Вышинский, К.Н. Сафонов, Р.А. Руденко, A . M .

Рекунков, Б.В. Кравцов и др. 

В период культа личности Сталина прокурорский надзор был существенно принижен,  а в области надзора за деятельностью органов ОГПУ и исправительно-трудовых учреждений сведен к нулю. Многие прокуроры, отказавшиеся санкционировать незаконные решения органов госбезопасности, были репрессированы. Погибли выдающиеся деятели прокуратуры. В том числе первый Прокурор Союза ССР И.А. Акулов.

В годы Великой Отечественной войны прокуратура, находясь на военном положении, многое сделала с детской безнадзорностью, обеспечивала четкое исполнение законов о поставке военной продукции, об укреплении тыла.

В послевоенное время  на первый план выдвигаются задачи по обеспечению сохранности народного имущества, значительно усиливается общий надзор. После смерти Сталина и прошедшего 20-го съезда КПСС потребовалось принять меры по реабилитации необоснованно репрессированных граждан. Эта работа продолжается и до настоящего времени.

С распадом СССР прокуратура Союза ССР преобразовалась в прокуратуру Союза Суверенных Государств.

С 17 января 1992 года деятельность органов прокуратуры России регулируется законом «О прокуратуре Российской Федерации». Важной вехой в истории прокуратуры является Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, в которой закреплены основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

Сменялись эпохи, менялись и продолжают меняться функции органов прокуратуры России, но каждый раз во все времена на должности генерал-прокуроров, а затем и генеральных прокуроров России призывались Отечеством государственные мужи, чья жизнь и служебная деятельность не может остаться незамеченной. Ведь с их именами связаны многие значимые события нашей истории, которые непременно должны быть занесены в ее летопись.

Пройдя долгий путь становления, к концу 20-го века прокуратура стала одним из важнейших органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

В настоящее время прокуратура, является единой централизованной системой органов, осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также уголовное преследование, координирует деятельность различных органов по борьбе с преступностью.  

Источник: http://prokuratura-ra.ru/about/istoriya/istoriya-prokuratury-rossii/

Авторитет прокуратуры поднимут в 2018-м

Функции прокуратуры

29.11.2017 00:01:00

Право возбуждать и прекращать уголовные дела будет не только у следствия

Фото пресс-службы Генеральной прокуратуры РФ

В Совете Федерации (СФ) обсудили проект концепции развития уголовной системы на предстоящие 20 лет.

Подготовить этот документ планируется до конца года, чтобы уже после выборов президента начать реформу органов прокуратуры. Ожидается, что прокурорский контроль над работой Следственного комитета будет расширен.

Эксперты указали, что в условиях нынешнего независимого следствия добиться для обвиняемых реальной защиты практически невозможно.

Многие предложения концепции действительно связаны с усилением надзорной функции прокуратуры. Например, ей хотят вернуть право самостоятельно возбуждать и прекращать уголовные дела. Предлагается разрешить прокурорам переквалифицировать обвинения на менее тяжкие, самим санкционировать оперативные мероприятия.

Также у них может появиться даже возможность расследовать дела в отношении ряда пресловутых спецсубъектов, а именно судей, адвокатов и следователей. Напомним, что ранее генпрокурор Юрий Чайка заявлял, что «для более эффективного контроля» у прокуроров должны быть дополнительные полномочия.

«Именно прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, а не следователь. Следователь как рабочий инструмент в руках прокурора. Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: сам расследует уголовное дело либо руководит расследованием.

У нас, к сожалению, нет ни той, ни другой функции», – таким образом видит ситуацию глава ведомства.

На совещании в СФ замгенпрокурора Николай Винниченко одобрил большинство предложений.

В частности, право возбуждать, прекращать и переквалифицировать уголовные дела, давать обязательные для исполнения указания следователю, передавать уголовное дело или материалы проверки от одного органа следствия другому.

Он поддержал и обязательное согласие прокурора на обращение следователя в суд за разрешением заключить гражданина под стражу или домашний арест.

По словам адвоката бюро «Леонтьев и партнеры» Алексея Сергиенко, из-за отсутствия достаточных процессуальных прав у прокуроров возникают сложности в сроках восстановления нарушенных на стадии следствия прав подозреваемых и обвиняемых.

Эксперт поддержал инициативы СФ, подчеркнув, что они значительно сократят нагрузку на суды общей юрисдикции.

При этом Сергиенко напомнил, что как раз из-за этой загруженности рассмотрение ходатайств следствия о заключении под стражу сведено судами к формальности – «без анализа мотивов принятого решения и характеристик личности обвиняемых».

Впрочем, по мнению руководителя уголовной практики адвокатской конторы «Бородин и партнеры» Михаила Чечеткина, «на практике такие меры, как внесение прокурором требования или представления, малоэффективны, поскольку они упираются в статью 38 УПК «о независимости следователя».

Сейчас следствие само возбуждает уголовные дела, избирает меру пресечения, принимает решение об изъятии предметов и документов и при этом само себя контролирует в рамках ведомственного «процессуального контроля», следователи также расследуют дела в отношении коллег, напомнил эксперт.

Расширение полномочий прокуратуры по осуществлению надзора за предварительным следствием будет полезным и логичным шагом, подчеркнул Чечеткин.

Как отметил руководитель уголовной практики BMS Law Firm Тимур Хутов, проблемы, связанные с большим количеством нарушений со стороны следствия, реально существуют. «Если раньше у прокуроров были полномочия по контролю за действиями правоохранительных органов, то сейчас их нет, прокуратура выполняет скорее наблюдательную функцию», – констатировал он.

В соответствии с данной концепцией, которую обсуждают в СФ, планируется дальнейшее развитие всего уголовного законодательства, рассказал «НГ» управляющий партнер юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Роман Скляр.

По его словам, существенно возрастет роль потерпевшего в уголовном процессе, появится норма, согласно которой лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, привлекается лишь к административной ответственности.

Кроме того, Скляр отметил и «ограничение максимального срока лишения свободы 15 годами, при этом наказание в виде пожизненного лишения свободы остается отдельным видом наказания».

Одним же из наиболее спорных моментов, подчеркнул эксперт, является предложение о наказании лица, впервые совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, если это не повлекло смерть человека, не более чем половиной максимального срока, предусмотренного соответствующей статьей.

А в ходе дискуссии в СФ была затронута и тема так называемых очевидных преступлений, которые все равно могут расследоваться годами. Например, даже если обвиняемый признает себя виновным, срок следствия может затянуться из-за большого количества экспертиз. Участники совещания предложили прописать сроки завершения таких дел.

Источник: http://www.ng.ru/politics/2017-11-29/1_7125_prokuratura.html

Прокуратура РФ

Функции прокуратуры

Прокуратура РФ организована и действует на основании ст. 129 Конституции РФ, Федерального закона от 17.01.

1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, иных федеральных законов, международных договоров РФ и ведомственных нормативных актов Генерального прокурора РФ.

Региональные законодательные органы не могут издавать нормативные акты, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры.

Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Систему органов прокуратуры РФ, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, образуют прокуроры, иные работники прокуратуры и структурные подразделения прокуратуры РФ.

Высшим звеном прокуратуры РФ является Генеральная прокуратура, возглавляемая Генеральным прокурором РФ, назначаемым на пять лет Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ назначаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. Старшие помощники, помощники, советники Генерального прокурора РФ, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений Генеральной прокуратуры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Средним звеном российской прокуратуры являются прокуратуры субъектов РФ. Возглавляющие их прокуроры назначаются Генеральным прокурором с согласия органов государственной власти субъектов РФ.

Заместители данных прокуроров также назначаются Генеральным прокурором РФ, однако при этом согласия органов государственной власти субъектов РФ не требуется.

Старшие помощники и помощники прокуроров субъектов РФ, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений прокуратур субъектов РФ назначаются прокурорами субъектов РФ.

Третьим звеном в системе прокуратуры РФ являются прокуратуры районов, городов и приравненные к ним иные территориальные прокуратуры. Прокуроры данных прокуратур назначаются Генеральным прокурором РФ, а их заместители, старшие помощники и помощники – прокурорами субъектов РФ.

В систему прокуратуры РФ включены военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в местах лишения свободы, в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, являющиеся специализированными прокуратурами со статусом прокуратур субъектов РФ или районных прокуратур. Прокуроры данных прокуратур, их заместители, старшие помощники и помощники назначаются с учетом принципа назначения соответствующих работников территориальных прокуратур, но без каких-либо согласований.

Функции прокуратуры

Прокуратура РФ, ее структурные подразделения и прокуроры от имени Российской Федерации осуществляют функцию надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, а также иные функции:

  • – уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступления;
  • – координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • – участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел Конституционным Судом РФ, конституционными и уставными судами субъектов РФ, федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями, федеральными арбитражными судами;
  • – опротестование прокурорами противоречащих закону решений, приговоров, определений, постановлений судов;
  • – участие прокуроров в правотворческой деятельности;
  • – международное сотрудничество Генеральной прокуратуры и нижестоящих прокуратур с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями;
  • – участие прокуроров в заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • – рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры жалоб, заявлений и иных обращений.
  • – проведение прокурорами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц;
  • – обращение Генерального прокурора РФ в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам;
  • – обращение Генерального прокурора РФ в Конституционный Суд РФ по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле;
  • – разработка Генеральной прокуратурой РФ совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами системы и методики учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также установление Генеральной прокуратурой РФ единого порядка формирования и представления отчетности в органы прокуратуры.

Системообразующей функцией прокуратуры является прокурорский надзор за законностью в деятельности поднадзорных прокуратуре объектов, который в силу многоотраслевого характера российского законодательства дифференцирован на шесть отраслей (форм) прокурорского надзора: надзор за исполнением законов (общий надзор); надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; надзор за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Прокуратура организована и действует на основании принципов единства, централизации, независимости, недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора и в осуществление иных функций прокуратуры, принципов законности, публичности, гласности, обязательности исполнения требований прокуроров.

Принцип единства прокуратуры означает, что она является уникальным (единственным в своем роде) государственным органом с функциями и полномочиями по осуществлению прокурорского надзора, присущими только ей. Гарантией уникальности прокуратуры является ч. 3 ст.

11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой не допускается создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ.

Принцип единства означает также, что все структурные подразделения и все прокуроры РФ организованы и функционируют на основе единого законодательства, определяющего правовую основу организации и деятельности прокуратуры.

Также, исходя из данного принципа, следует отмстить, что едиными для всех прокуроров являются их прокурорский статус, их полномочия по установлению конкретных фактов нарушений законов и по применению мер прокурорского реагирования на установленные факты нарушений законов.

Принцип централизации означает, что прокуратура в целом и ее структурные подразделения организованы федеральным центром, каждый прокурор назначается центром в лице соответственно Совета Федерации и Генерального прокурора РФ, все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ и указания Генерального прокурора обязательны для всех нижестоящих прокуроров.

Принцип независимости прокуроров означает, что прокуроры осуществляют свои функции и полномочия независимо от органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений в строгом соответствии с законами, действующими на территории РФ.

Независимость прокуроров гарантируется установленными законодательством запретами для прокуроров: быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления; быть членами общественных объединений, преследующих политические цели; совмещать свою основную профессиональную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой; иными запретами. Принцип независимости прокуроров гарантируется также установленным законодательством запретом вмешиваться в осуществление прокурорского надзора и иных прокурорских функций под угрозой привлечения виновных к административной или уголовной ответственности.

Принцип законности означает: во-первых, что прокуратура образована в качестве гаранта соблюдения Конституции РФ и безусловно правильного исполнения, использования, применения законодательства поднадзорными прокуратуре объектами, и, во-вторых, что сами прокуроры обязаны осуществлять прокурорский надзор и другие свои функции в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Принцип публичности означает обязанность всех прокуроров безусловно применять свои права и полномочия в каждом случае при наличии к тому фактических и юридических оснований.

Принцип гласности означает обязанность всех прокуроров действовать открыто, гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также требованиям законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Принцип гласности означает также обязанность прокуроров информировать население через средства массовой информации, а нс только органы государственной власти и органы местного самоуправления, о состоянии законности и о назначениях либо увольнениях прокуроров.

Принцип обязательности исполнения требований прокуроров под угрозой привлечения к юридической ответственности соответствующих руководителей и иных должностных лиц, уклоняющихся от исполнения данных требований либо не исполняющих их, вытекает из полномочий прокуроров осуществлять прокурорские проверки состояния законности на поднадзорных прокуратуре объектах. Для выполнения данной цели прокурор вправе привлекать различных специалистов, истребовать в целях проверки справки, документы, предметы, иную конкретную и статистическую информацию. По результатам указанных проверок прокурор должен издавать подлежащие безусловному рассмотрению акты прокурорского реагирования в виде протестов, представлений, постановлений, письменных предостережений должностных и иных лиц о недопустимости нарушений закона.

Источник: https://studme.org/68344/pravo/prokuratura

Функции прокуратуры

Функции прокуратуры

В  статье 1 основного на сегодняшний день закона для прокуратуры, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре), в п. 2 определено, что целями прокуратуры является деятельность по: 

  • обеспечению верховенства закона, 
  • обеспечению единства и укреплению законности;
  • обеспечению защиты прав и свободы человека и гражданина, 
  • обеспечения защиты охраняемых прокуратурой и законодательно  интересов со стороны общества и государства.

Кроме этого, Конституцией РФ прямо предопределяется основная цель прокуратуры, заключенная в регулировании процессов обеспечения и укрепления законности на всей территории России.

Функция прокуратуры – это процесс, повседневной реализации в регламентируемых законами рамках, возложенных на прокуратуру полномочий, установленных указаниями вышестоящих прокуроров и федеральными законами.

Прокурорский надзор

Прокуратура РФ представляет собой полифункциональную систему, которая признает прокурорский надзор как главную цель деятельности.

Прокурорский надзор, который направлен на исполнение законов в процессе расследования преступлений на сегодняшний день  — основная функция прокуратуры в  досудебных стадиях всего уголовного судопроизводства, по той причине, что  уголовное преследование и другие дополнительные функции прокуратуры должны быть реализованы через надзорную функцию, и способствовать достижению цели уголовного судопроизводства только при соблюдении условия их законности.

Данную функцию осуществляют не только органы государственной власти, военные органы, органы местного самоуправления и контроля, но и коммерческие и государственные учреждения, общественные организации,  руководители, должностные лица и собственники.

Прокурорский надзор распространяется и на органы, проводящие ОРД, предварительное следствие и дознание, судебных приставов и на органы уголовно-исполнительной системы.

Уголовное преследование

В «Законе о прокуратуре» закреплены на сегодняшний день отдельные положения, которые касаются уголовного преследования, безусловно, что имеет явное положительное значение.

На основе законов подтверждено, что прокуратура стала основным органом в процессе уголовного преследования. При этом само уголовное преследование подразделено на две части: 

  • досудебная часть расследования и уголовного преследования;
  • уголовное преследование непосредственно в суде. 

Необходимо учитывать, что первая часть уголовного преследования должна быть осуществлена в форме расследования преступления, а вторая  — в форме поддержания в суде государственного обвинения.

В соответствии с УПК РФ, прокурор является лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного производства, в пределах своей компетенции.

Само преследование выражается в принятии процессуально значимых решений и осуществлении ряда процессуальных действий в досудебном производстве. 

Пример

Заключение с обвиняемым досудебного соглашения или поддержания государственного обвинения, оспаривание несправедливых приговоров и решений судов, и так далее.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с  преступностью

По отношению к деятельности различных правоохранительных органов понятие «координация» основано на  совместной разработке и практической реализации мероприятий, которые направлены на решение проблем борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, которые актуальны на сегодняшний день, укрепления законности и правового порядка.
Законодательно, к числу правоохранительных органов относятся органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотиков и таможенные органы.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами

На основании положений «Закона о прокуратуре» и уголовно-процессуального кодекса можно сделать вывод, что поддержание государственного обвинения в суде является составной частью единой функции уголовного преследования, осуществляемого прокурором в сфере уголовного судопроизводства. 

Поддержание государственного обвинения – отдельная функция  прокуратуры, которая реализуется на основании общего уголовного преследования со стороны прокурора. При этом, являясь подчиненным направлением в деятельности прокуратуры, в процессе поддержания государственного обвинения проявляется присутствие автономного содержания, пределы и собственный субъектный состав.

формируется деятельностью государственного обвинителя, которая направлена на публичное утверждение в уголовном процессе совершения лицом деяния, которое запрещено законодательством РФ. Являясь автономным видом уголовно-процессуальной в деятельности прокуратуры, она начинается в момент утверждения прокурором обвинительного заключения и при вступлении приговора в законную силу заканчивается.

Субъектами, которые имеют  исключительное право в реализации функции государственного обвинения, являются:

  • прокурор;
  • заместители и помощники прокурора, которые реализуют указанные полномочия на основании требований  действующего законодательства РФ.

Административное преследование

Прокурор, в рамках данной функции реализует полномочия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, иными законными актами, а также способствует работе принципа неотвратимости ответственности за совершение административного правонарушения.

Пример

Прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, участвует в рассмотрении дела об административном правонарушении и др.

, обращается в уполномоченные органы для снятия иммунитета с отдельных лиц, выполняющих государственные функции (депутатов, судей и др.

), непосредственно санкционируя привлечение этих категорий субъектов к административной ответственности.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/prokurorskij-nadzor/funktsii-prokuratury/

История прокуратуры омской области

Функции прокуратуры

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

О создании и развитии прокуратуры Омской области

Создание прокуратуры в России тесно связано с реформами государственного управления, проводимыми Петром I в первой четверти XVIII века. Предпосылками для создания новой службы государственного контроля стала неблагоприятная обстановка внутри страны. Историки отмечают период XVI – XVII веков как время, когда произошёл значительный рост преступности, казнокрадства и взяточничества.

Император твердой рукой преобразовывал властные структуры. Боярскую думу сменил Правительствующий сенат, приказы сохранялись частично, уступив место так называемым коллегиям. Создавалась регулярная армия и полиция, обновлялось местное управление.

Активно совершенствовалось российское законодательство: в первой половине XVIII века в среднем за год издавалось 160 указов.

Петр I понимал необходимость создания государственного учреждения, которое наделялось бы функциями контроля и надзора за соблюдением законов и стояло как бы над высшим государственным органом — Правительствующим сенатом. Таким органом стала прокуратура, учрежденная императорским указом от 12 января 1722 года.

В нем отмечалось: «Быть при сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». Суть самой должности прокурора ее основатель определил такими словами: «Сей чин яко око наше».

Первым генерал-прокурором стал генерал-аншеф и дипломат, кавалер всех высших орденов Российской империи граф Павел Иванович Ягужинский. Функции прокуратуры претерпевали изменения, особенно после Судебной реформы 1864 года.

В отдельные периоды генерал-прокурор выступал не только как блюститель закона, но и как министр финансов, юстиции, внутренних дел.

Неизменным оставалось одно: органы прокуратуры всегда надзирали за точностью исполнения российских законов, вели борьбу с преступными правонарушениями.

В 1716 г. при впадении реки Омь в Иртыш была основана Омская крепость, получившая в 1782 г. статус уездного города, и можно утверждать, что именно в эти годы в Омске была впервые образована прокурорская служба, в которую, согласно специальному закону императрицы Екатерины II, входил один уездный стряпчий.

По архивным данным, должность Омского областного прокурора учреждена только в 1823 г.

Циркуляр прокурора стряпчим предписывал доносить прокурору: » 1) о благополучии города; 2) обо всех случившихся происшествиях; 3) об арестантах, содержавшихся в строгости; 4) о продовольствии арестантов; 5) месячные ведомости о делах за присутственные места; 6) каждомесячное освидетельствование казны; 7) о доходах сибирских неприсутственных людей; 8) о беспорядках в церквях; 9) списки исполненных и неисполненных приговоров; 10) списки арестантов» и пр.

Письмом от 19 февраля 1827 г. министр юстиции предостерегает Омского областного прокурора и подчиненных ему стряпчих о строгой ответственности по правильному составлению отчетности, «чтобы оное не повторялось», письмом от 4 октября 1834 г. министерство юстиции обязывает прокурора «смотреть бдительно за сохранением формы и порядка судопроизводства».

В 1837 г. Омскому областному прокурору предписывается «тщательное наблюдение за приобретением недвижимости»; бдительный надзор за своевременной отсылкой денег, принадлежащих государственным доходам: присутствие на всех собраниях губернского дворянства и др.

Согласно архивным источникам, Омским областным прокурором в указанный период был господин Рембертович. В ноябре 1831 г. исполняющим обязанности Омского областного прокурора стал коллежский асессор господин Будаков.

В 1899 г. была учреждена Омская судебная палата, при которой состоял прокурор. Эта должность ликвидировалась лишь в декабре 1917 г. Тогда же утвердилась должность прокурора при Омском окружном суде, у которого было всего четыре товарища (заместителя), а уже в 1915 г. число товарищей прокурора возросло до восьми человек.

В областном архиве Омской области сохранилась книга приговоров прокурора Омского окружного суда за 1911 год. Книга состоит из распоряжений прокурора с кратким изложением решений суда. Большей частью прокурор подтверждает решения окружного суда. Обращает внимание множество дел с небольшими сроками наказаний (от 3 месяцев до 3 лет). Они занимают не менее 90 процентов всех приговоров.

Лишь одно дело за сентябрь 1911 г. отличается от других (вероятно, речь идет об убийстве, так как у подсудимых были изъяты кинжал и револьвер «Браунинг», ввиду отсутствия полной документации по этому процессу установить причину сурового наказания виновным не удалось). По приговору суда и с согласия прокурора Омского окружного суда преступники получили двенадцать и восемь лет каторги.

В 1915-1916 гг. прокурором Омского окружного суда был Харлампий Федорович Коршунов (1878 г.р.). При нем было восемь товарищей и секретарь. Этот состав сохранился до 1917 г.

Шла Первая мировая война, в стране царили правовой хаос и административная неразбериха, катилась по обширным российским просторам разруха — тяжелейшее время для России. Но, согласно архивным источникам, прокурорская служба твердо стояла на позициях установленных законов.

Омск, находясь в глубинке, не так страдал от всех перечисленных бед, и даже отзвуки Февральской революции дошли до него не сразу. Отречение императора Николая II от власти, министерская чехарда внесли сумятицу и в ряды прокурорского надзора.

В разноплеменную, разносословную Сибирь хлынули бывшие ссыльные и каторжане из распахнутых революцией тюрем. Над страной повисла грозная туча беззакония.

И в сложнейшее время, когда, как толковалось в учебниках и других средствах печати, люди расстреливались по любому неблаговидному поводу в отношении к Временному правительству, прокурорами соблюдалась юридическая законность.

7 июля 1918 г. на должность прокурора Омской судебной палаты вступил Колосов, который вскоре избирается городским головой Омской городской думы. Прокурором назначается Коршунов. После Гражданской войны, вплоть до 1922 года, прокуратуры в России не существовало.

Но изолированно от всего мира новая республика не могла жить.

Стали налаживаться дипломатические контакты, и возникла необходимость каким-то образом представлять для международной общественности правовое государство. В связи с этим III сессия ВЦИК от 28 мая 1922 г.

постановила учредить Государственную прокуратуру. К этому времени Омск был центром Омской губернии и необходимо было воссоздавать прокурорскую службу.

18 сентября 1922 года прокурором Омской губернии был назначен Мокеев Виктор Валерьевич.

Среди архивных данных сохранились и имена других работников омской прокурорской службы: заместитель прокурора — Веселовский, помощник прокурора для поручений и временно ведающий органами следствия и дознания в местах заключения в Омске — Иванов, помощники при губернском суде: Куркутов — при гражданском кассационном отделении, Соловьёв и Матвеев — при уголовном судебном отделении (сведения об именах и отчествах не сохранились). Среди архивных сведений можно отыскать и фамилии уездных помощников прокурора: Рудяков (Омский уезд), Волегов (Тюкалинский уезд), Фриш (Тарский уезд), Быков (Славгородский уезд), Мавленников (Калачинский уезд), Фрей (Татарский уезд) (сведения об именах и отчествах не сохранились).

Прокуратура Омска располагалась по адресу: 1-й Дом Советов, ком. № 122. Свою деятельность прокурор Мокеев В.В.

начал с того, что всем помощникам прокурора Омской губернии приказал: немедленно произвести осмотр всех мест заключения (и в последствии производить осмотр не реже двух раз в месяц); освободить из-под стражи всех незаконно заключённых; предупредить органы дознания, что за незаконное лишение свободы будут привлекаться к ответственности; устранить все неформальности внутреннего быта и распорядка; вызвать к себе начальников городской милиции, УгРО, уполномоченного ГПУ и «путём собеседования с ними удостовериться в знании ими Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, предупредить их, что всякое нарушение законности неминуемо повлечёт за собой предание виновных суду»; строжайше наблюдать за неукоснительным исполнением названными лицами их служебных обязанностей.

В мае 1925 г. по представлению ВЦИК был образован Сибирский край в составе 5 губерний: Алтайской, Енисейской, Новониколаевской, Омской, Томской и Ойротской автономной области. Но уже в октябре 1925 г. губернии ликвидируются, и в Сибирском крае создается 16 округов, в том числе и Омский округ с центром в г. Омске.

Губернская прокуратура получает статус окружной, но с теми же полномочиями. В конце 1922 г. образовывается СССР. В честь этого знаменательного события объявляется амнистия. Резко сокращается нагрузка на судебные, а, следовательно, и прокурорские органы. Начинается разработка новых законодательных и правовых кодексов.

В июле 1930 г. Сибирский край преобразовался в Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский края. И примерно через год, к августу 1931-го, была ликвидирована окружная система административно-территориального деления России. Омский округ реорганизовался в район с центром в г. Омске, руководимый горсоветом.

В 1934 г. Постановлением ВЦИК от 7 декабря была образована Омская область, в которую входили все современные районы и почти вся современная территория Тюменской области. И уже в январе 1935 г. была воссоздана Омская областная прокуратура. Возглавил ее Эфраим Соломонович Любошевский.

Правда, находился он на этой должности чуть больше месяца. Уже в начале февраля прокурором Омской области стал Евсей Лазаревич Рапопорт. Удивительно емкими стали тогда статистические отчеты по прокурорскому надзору, составляемые ежеквартально.

Они были определенной формы и состояли из 6 разделов, в каждый из которых входило не менее десятка глав, включающих в общей сложности более 250 вопросов.

С июля 1941 года ушел на фронт помощник прокурора Тюкалинского района Н.Г. Громов, он воевал на Сталинградском, Прибалтийском, Ленинградском фронтах политруком. После войны, до ухода на пенсию, работал в органах прокуратуры Омской области на различных должностях.

В действующей армии так же, как и в тылу, необходим был правовой порядок. Расследование преступлений в армии отличалось своими особенностями: военный следователь должен был в кратчайшие сроки решать сложные логические и юридические задачи, и нередко в быстро меняющейся обстановке.

Зачастую свидетелей приходилось опрашивать непосредственно на переднем крае — в окопе, траншее. Из прокуратуры Омской области на работу военными следователями были призваны: А.Л. Ронин, Г.А. Ушаков, Л.Г. Коган. По окончании войны они вновь вернулись в органы прокуратуры.

В тяжелейшие годы послевоенной разрухи прокуроры вели совместно с другими силовыми органами борьбу со спекулянтами, грабителями, бандитами.

В послевоенные годы главной концепцией в деятельности прокуратуры было укрепление государства методами прокурорского надзора, когда шла решительная борьба с бракоделами, велась работа по защите прав граждан, расследованию уголовных дел о преступлениях, посягающих на жизнь и достоинство граждан.

Известны имена некоторых работников Омской прокурорской службы послевоенного периода. Так, в 1945–1951 годах в Омской прокуратуре работали: старший советник юстиции Пресняков Павел Николаевич и Гуляев Василий Иванович.

В мае 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт, как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагала на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

В годы «хрущевской оттепели» омской прокуратурой проведена боль­шая работа по реабилитации необоснованно репрессированных граждан.

Эти годы также стали годами интенсивного освоения целины, немалые просторы которой раскинулись в южных районах Омской области. С её освоением начался значительный наплыв населения из различных регионов СССР.

После распада СССР, 17 января 1992 года, был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

В Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора.

Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации и входящие в ее систему прокуратуры субъектов Российской Федерации окончательно сформировались структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

Учитывая роль органов прокуратуры в укреплении законности в государстве, Указом Президента Российской Федерации установлен День работника прокуратуры Российской Федерации – 12 января.

Версия для печати

Источник: http://prokuratura.omsk.ru/prok_hist/

ПроступкамНет
Добавить комментарий