Какие дела рассматривает верховный суд

Почему Верховный Суд рассматривает дела без вызова сторон — секретарь Пленума Верховного Суда Дмитрий Луспеник

Какие дела рассматривает верховный суд

Секретарь Пленума Верховного Суда Дмитрий Луспеник рассказал о процедуре рассмотрения дел в кассационной инстанции и почему не проводятся судебные заседания.

В последнее время как представители юридического сообщества, так и простые граждане выражают недовольство тем фактом, что Кассационный гражданский суд Верховного Суда часто рассматривает дела без вызова сторон в заседание. Сторонам процесса кажется, что без их непосредственного присутствия суд не сможет разобраться в их деле и вынести справедливое решение.

Секретарь Пленума Верховного Суда, секретарь Первой судебной палаты Кассационного гражданского суда  Дмитрий Луспеник пояснил, почему опасаться сторонам не стоит, а также об урегулировании этого вопроса новым процессуальным законодательством.

Читайте стптью: Новый Верховный Суд, первые «новые» правовые позиции: чего ожидать и на что надеяться?

— Дмитрий Дмитриевич, с чем связана практика рассмотрения дел Верховным Судом без уведомления сторон и вызова их в заседание?

— Такая практика связана с изменением процедуры кассационного пересмотра дел согласно требованиям Конституции Украины и новой редакции Гражданского процессуального кодекса (ГПК). Вследствие этого изменился не только подход к процедуре рассмотрения дел, но и подход к приему самих кассационных жалоб к рассмотрению.

Изменения в Конституцию в части правосудия, принятые в 2016 году, предусматривают, что кассационный пересмотр дела возможен только в случаях, установленных законом. Четко определено, что суд кассационной инстанции должен заниматься исключительно вопросами права, а не факта.

Это значит, что существует определенная процедура кассационного пересмотра с соответствующими фильтрами для допуска дел к рассмотрению.

Например, есть несложные дела, которые могут рассматриваться по упрощенной процедуре, и появилась категория дел, которые вообще не подлежат рассмотрению в кассации (это фильтры кассации).

По сравнению с ВССУ, процедура допуска дел к рассмотрению в Кассационном гражданском суде Верховного Суда стала более жесткой. Это так.

В ВССУ судьи назначали к рассмотрению большее количество дел, и на заседания часто приходили участники процесса.

Гражданский процессуальный кодекс 2004 года в редакции, действовавший до 15 декабря 2017 года, предусматривал, что стороны по делу приходят в суд, только если коллегия судей приняла решение об их вызове для дачи пояснений.

За 7 лет существования ВССУ я не помню случая, чтобы кассационная инстанция вызывала стороны в заседание для дачи пояснений. Тем не менее, примерно в 30% случаях стороны в судебное заседание все равно являлись. С учетом предусмотренной кодексом гласности процесса, обеспечения доступа к правосудию судьи ВССУ не запрещали сторонам принимать участие в заседаниях.

Но с 15 декабря 2017 года, после вступления в силу изменений в ГПК, полностью изменился подход и принципы кассационного пересмотра дела. Появилось упрощенное производство (письменное производство), чего ранее в гражданском процессе не было, в отличие от административного судопроизводства.

Вспомните новость: Часы или нет: Верховный суд поставил точку в споре Apple и таможни

Ст. 402 ГПК 2017 г. четко говорит, что в кассационной инстанции участники процесса о заседании суда не уведомляются, рассмотрение дела происходит без их участия, за исключением случаев, когда коллегия судей сама решит их вызвать. Ч. 13. ст.

7 ГПК дает нам императивное предписание, что рассмотрение дела осуществляется в порядке письменного производства по имеющимся в деле материалам, если ГПК не предусмотрено оповещение участников дела. В таком случае судебное заседание не проводится.

 Мы не можем изменить норму права.

То, что дела в таком случае рассматриваются в письменном производстве, не значит, что КГС ВС будет рассматривать все дела в письменном производстве. Будут и открытые заседания с вызовом сторон. Первое рассмотрение дела с вызовом сторон в КГС ВС уже состоялось, и я был судьей-докладчиком.

— Тем не менее, переход к практике письменного рассмотрения дел оказался для многих неожиданным…

— Конечно, можно понять адвокатов и стороны процесса, которые ранее регулярно принимали участие в судебных заседаниях ВССУ. Внезапно такая возможность для них исчезла. Очевидно, что для многих это своеобразный шок, когда они лично не смогут прийти в заседание и сообщить суду свою позицию. Но такой проект Кодекса долго обсуждался, и все заранее были с ним знакомы.

В то же время надо понимать, что адвокаты или сами стороны заранее готовят кассационные жалобы для подачи в суд, где указывают, с чем они не согласны, и формулируют свои позиции. Позиции должны быть правовыми, а не фактическим набором изложения жалобы.

То есть теперь сторонам в процессе не надо будет прятать от суда какую-либо правовую информацию, рассчитывая предоставить ее прямо в заседании. Ранее это было достаточно распространенной практикой, чтобы другая сторона не успела своевременно подать свои возражения на кассационную жалобу. Теперь все должно быть сразу же изложено.

А в случае необходимости получения дополнительных пояснений для вопросов права судьи вызовут стороны в заседание.

Вспомните новость: Чего ждёт Верховный Суд ? Конкурс на должности в аппарате ВС еще даже не обьявлен!

— Как четко понять, почему в одних случаях судьи КГС ВС вызывают стороны в процесс, а в других выносят решения по итогам письменного производства?

— Почему в одних случаях дела рассматриваются в письменном производстве, а в других вызываются стороны, судьи указывают в определении.

Нужно понимать, что есть вопросы, которые несут фундаментальное значение для развития правовой системы, в частности для обеспечения единства практики, когда имеют место разные правовые позиции.

Также существуют вопросы, которые, по аналогии с ЕСПЧ, имеют значение для заявителя, например, когда при рассмотрении дела ранее было допущено нарушение сроков.

Пока что КГС ВС рассматривает дела, которые поступили в Суд из ВССУ. Ситуация по ним в целом понятна, судьи с ними знакомы. К тому же выработано немало устоявшихся позиций.

Много дел мы передали в Большую палату ВС в связи с тем, что решили отойти от прежней правовой позиции ВСУ.

Но в дальнейшем, с поступлением новых кассационных жалоб, мы уже будем переходить и к открытым заседаниям ввиду необходимости формирования собственных правовых позиций.

— Если дело назначено к рассмотрению в порядке письменного производства, может ли сторона все же обратиться к суду с ходатайством, чтобы ее дело рассматривалось все-таки в открытом процессе?

— Согласно ст. 402 ГПК и главе об упрощенном производстве, лицо может просить в кассационной жалобе суд вызвать его для предоставления пояснений.

При наличии таких ходатайств суд или судебная коллегия должны постановить соответствующее определение, то есть могут согласиться с мнением заявителя, а могут и не согласиться.

Все будет зависеть от мотивировки заявления и потребности в изучении правовых вопросов в конкретном деле.  

— Могут ли сейчас стороны в процессе осуществлять представительство самих себя, без адвоката?

— В случае если суд примет решение о вызове участника дела для дачи пояснений суду, то сторона может принимать в заседании участие и без представителя, то есть представлять в суде свои интересы самостоятельно. Это следует из Переходных положений Конституции, где указывается о представительстве, а не о личном участии адвокатов.  

Згадайте новину: Верховний Суд у складі колегій суддів Касаційного цивільного суду розглянув перші судові справи, загальна кількість вже розподілених справ понад 20 тисяч!

 Наталья Мамченко

Источник: http://sud.ua

Источник: https://protocol.ua/ua/pochemu_verhovniy_sud_rassmatrivaet_dela_bez_vizova_storon/

Почему Верховный Суд рассматривает дела без вызова сторон

Какие дела рассматривает верховный суд

08:21, 6 февраля 2018

Секретарь Пленума Верховного Суда Дмитрий Луспеник рассказал о процедуре рассмотрения дел в кассационной инстанции и почему не проводятся судебные заседания.

В последнее время как представители юридического сообщества, так и простые граждане выражают недовольство тем фактом, что Кассационный гражданский суд Верховного Суда часто рассматривает дела без вызова сторон в заседание. Сторонам процесса кажется, что без их непосредственного присутствия суд не сможет разобраться в их деле и вынести справедливое решение.

Секретарь Пленума Верховного Суда, секретарь Первой судебной палаты Кассационного гражданского суда  Дмитрий Луспеник пояснил, почему опасаться сторонам не стоит, а также об урегулировании этого вопроса новым процессуальным законодательством.

— Дмитрий Дмитриевич, с чем связана практика рассмотрения дел Верховным Судом без уведомления сторон и вызова их в заседание?

— Такая практика связана с изменением процедуры кассационного пересмотра дел согласно требованиям Конституции Украины и новой редакции Гражданского процессуального кодекса (ГПК). Вследствие этого изменился не только подход к процедуре рассмотрения дел, но и подход к приему самих кассационных жалоб к рассмотрению.

Изменения в Конституцию в части правосудия, принятые в 2016 году, предусматривают, что кассационный пересмотр дела возможен только в случаях, установленных законом. Четко определено, что суд кассационной инстанции должен заниматься исключительно вопросами права, а не факта.

Это значит, что существует определенная процедура кассационного пересмотра с соответствующими фильтрами для допуска дел к рассмотрению.

Например, есть несложные дела, которые могут рассматриваться по упрощенной процедуре, и появилась категория дел, которые вообще не подлежат рассмотрению в кассации (это фильтры кассации).

По сравнению с ВССУ, процедура допуска дел к рассмотрению в Кассационном гражданском суде Верховного Суда стала более жесткой. Это так.

В ВССУ судьи назначали к рассмотрению большее количество дел, и на заседания часто приходили участники процесса.

Гражданский процессуальный кодекс 2004 года в редакции, действовавший до 15 декабря 2017 года, предусматривал, что стороны по делу приходят в суд, только если коллегия судей приняла решение об их вызове для дачи пояснений.

За 7 лет существования ВССУ я не помню случая, чтобы кассационная инстанция вызывала стороны в заседание для дачи пояснений. Тем не менее, примерно в 30% случаях стороны в судебное заседание все равно являлись. С учетом предусмотренной кодексом гласности процесса, обеспечения доступа к правосудию судьи ВССУ не запрещали сторонам принимать участие в заседаниях.

Но с 15 декабря 2017 года, после вступления в силу изменений в ГПК, полностью изменился подход и принципы кассационного пересмотра дела. Появилось упрощенное производство (письменное производство), чего ранее в гражданском процессе не было, в отличие от административного судопроизводства.

Ст. 402 ГПК 2017 г. четко говорит, что в кассационной инстанции участники процесса о заседании суда не уведомляются, рассмотрение дела происходит без их участия, за исключением случаев, когда коллегия судей сама решит их вызвать. Ч. 13. ст.

7 ГПК дает нам императивное предписание, что рассмотрение дела осуществляется в порядке письменного производства по имеющимся в деле материалам, если ГПК не предусмотрено оповещение участников дела. В таком случае судебное заседание не проводится.

Мы не можем изменить норму права.

То, что дела в таком случае рассматриваются в письменном производстве, не значит, что КГС ВС будет рассматривать все дела в письменном производстве. Будут и открытые заседания с вызовом сторон. Первое рассмотрение дела с вызовом сторон в КГС ВС уже состоялось, и я был судьей-докладчиком.

— Тем не менее, переход к практике письменного рассмотрения дел оказался для многих неожиданным…

— Конечно, можно понять адвокатов и стороны процесса, которые ранее регулярно принимали участие в судебных заседаниях ВССУ. Внезапно такая возможность для них исчезла. Очевидно, что для многих это своеобразный шок, когда они лично не смогут прийти в заседание и сообщить суду свою позицию. Но такой проект Кодекса долго обсуждался, и все заранее были с ним знакомы.

В то же время надо понимать, что адвокаты или сами стороны заранее готовят кассационные жалобы для подачи в суд, где указывают, с чем они не согласны, и формулируют свои позиции. Позиции должны быть правовыми, а не фактическим набором изложения жалобы.

То есть теперь сторонам в процессе не надо будет прятать от суда какую-либо правовую информацию, рассчитывая предоставить ее прямо в заседании. Ранее это было достаточно распространенной практикой, чтобы другая сторона не успела своевременно подать свои возражения на кассационную жалобу. Теперь все должно быть сразу же изложено.

А в случае необходимости получения дополнительных пояснений для вопросов права судьи вызовут стороны в заседание.

— Как четко понять, почему в одних случаях судьи КГС ВС вызывают стороны в процесс, а в других выносят решения по итогам письменного производства?

— Почему в одних случаях дела рассматриваются в письменном производстве, а в других вызываются стороны, судьи указывают в определении.

Нужно понимать, что есть вопросы, которые несут фундаментальное значение для развития правовой системы, в частности для обеспечения единства практики, когда имеют место разные правовые позиции.

Также существуют вопросы, которые, по аналогии с ЕСПЧ, имеют значение для заявителя, например, когда при рассмотрении дела ранее было допущено нарушение сроков.

Пока что КГС ВС рассматривает дела, которые поступили в Суд из ВССУ. Ситуация по ним в целом понятна, судьи с ними знакомы. К тому же выработано немало устоявшихся позиций.

Много дел мы передали в Большую палату ВС в связи с тем, что решили отойти от прежней правовой позиции ВСУ.

Но в дальнейшем, с поступлением новых кассационных жалоб, мы уже будем переходить и к открытым заседаниям ввиду необходимости формирования собственных правовых позиций.

— Если дело назначено к рассмотрению в порядке письменного производства, может ли сторона все же обратиться к суду с ходатайством, чтобы ее дело рассматривалось все-таки в открытом процессе?

— Согласно ст. 402 ГПК и главе об упрощенном производстве, лицо может просить в кассационной жалобе суд вызвать его для предоставления пояснений.

При наличии таких ходатайств суд или судебная коллегия должны постановить соответствующее определение, то есть могут согласиться с мнением заявителя, а могут и не согласиться.

Все будет зависеть от мотивировки заявления и потребности в изучении правовых вопросов в конкретном деле.  

— Могут ли сейчас стороны в процессе осуществлять представительство самих себя, без адвоката?

— В случае если суд примет решение о вызове участника дела для дачи пояснений суду, то сторона может принимать в заседании участие и без представителя, то есть представлять в суде свои интересы самостоятельно. Это следует из Переходных положений Конституции, где указывается о представительстве, а не о личном участии адвокатов.  

Источник: https://sud.ua/ru/news/publication/114645-pochemu-verkhovnyy-sud-rassmatrivaet-dela-bez-vyzova-storon

Верховный Суд Российской Федерации | Народный вопрос.РФ

Какие дела рассматривает верховный суд
+5 нравится [ 5 ] не нравится [ 0 ]

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные арбитражным судам, судам общей юрисдикции, военным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Верховный Суд рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов всех государственных органов РФ, государственных фондов и корпораций;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ;

3) об оспаривании решений приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов РФ;

7) об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии, неисполнения её решений независимо от уровня выборов и референдума, отстранении ряда кандидатов, их списков или групп кандидатов от участия в федеральных выборах,

8) по разрешению споров между любыми федеральными органами государственной власти РФ и высшими органами государственной власти ее субъектов,

9) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

Верховный Суд рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти РФ и высшими органами государственной власти ее субъектов.

Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров,

выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления при выдвижении Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

принимает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и (или) Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации и т.д.

Дела рассматриваются Судом в соответствующих коллегиях. Коллегии также рассматривают в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Верховный Суд РФ возглавляет Председатель, имеющий 7 заместителей – первого и 6 заместителей-председателей коллегий Верховного Суда.

Судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;

Структуру Суда составляют:

• Пленум – общее собрание всех судей коллегий Верховного суда и заместителей Председателя, принимающий наиболее важные и системообразующие решения Верховного суда, обобщающие судебную практику, обращается в Конституционный суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов высших органов государственной власти РФ, конституций и уставов регионов страны, не вступивших в силу международных договоров РФ, решения принимаются большинством в случае, если на заседании Пленума обеспечено присутствие 2/3 его членов;

• Президиум Верховного Суда – орган из 13 судей Верховного суда, утвержденных Советом Федерации по Представлению Президента РФ, Заместителей Председателя и собственно Председателя Верховного суда – рассматривает дела в порядке надзора, по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, обращается в Конституционный суд с вопросом о конституционности закона, примененного в конкретном деле, координирует деятельность коллегий, собирается минимум раз в месяц и правомочен при присутствии большинства членов;

• Апелляционная коллегия (рассматривает в порядке апелляции решения по делам, рассмотренным соответствующими коллегиями Верховного суда по первой инстанции);

• Судебная коллегия по административным делам;

• Судебная коллегия по гражданским делам;

• Судебная коллегия по уголовным делам;

• Судебная коллегия по экономическим спорам;

• Судебная коллегия по делам военнослужащих;

• Дисциплинарная коллегия.

Работу суда обеспечивает Аппарат Верховного суда и Секретариаты соответствующих структурных подразделений.

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/15

Верховный суд резко сократил число рассматриваемых уголовных дел :: Политика :: РБК

Какие дела рассматривает верховный суд

Большая часть уголовных дел (70%), которые за прошлый год рассмотрели суды в первой инстанции, слушалась именно в особом порядке: из 742 тыс. осужденных 524 тыс. человек согласились с обвинением, и их дела были рассмотрены по упрощенной процедуре — без исследования доказательств и вызова свидетелей.

Статистика по нижестоящим инстанциям показывает, что и там жалоб по уголовным делам становится меньше: в 2014 году на 50% сократилось число кассационных обращений в суды областного звена и на 8% снизилось и количество апелляционных жалоб на приговоры районных судов.

Больше не преступления

На сокращение нагрузки судей направлены и законодательные инициативы Верховного суда.

ВС предложил в целом уменьшить число уголовных дел и перевести мелкие преступления в разряд административных правонарушений, жалобы на которые очень редко доходят до высшей инстанции. 31 июля пленум ВС одобрил соответствующие поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и постановил внести проект в Госдуму.

Высокие судьи предложили больше не считать уголовными преступлениями побои, угрозу убийством, уклонение от уплаты налогов и использование фальшивых документов и наказывать за эти действия как за административные правонарушения.

Также в законопроекте предлагается увеличить минимальную сумму кражи с 1 тыс. до 5 тыс. руб. Хищения до 5 тыс. будут считаться административными проступками, и привлекать к уголовной ответственности за них станут только в случае повторного хищения, следует из документа.

Лебедев, представляя законопроект журналистам, отмечал, что его цель — сократить количество судимых людей в стране.

«Судимость и ее негативные последствия сопровождают человека всю жизнь, причем не только его, но и его близких родственников», — рассказывал Лебедев.

По его оценкам, если закон будет принят, он коснется более 300 тыс. человек: они будут либо освобождены от наказания, либо с них будет снята судимость.

«Это не только освободит суды, но и даст возможность следователям заниматься расследованием тяжких преступлений, а не прикрываться тем, что у них большая нагрузка и не хватает времени», — выступал на заседании пленума заместитель генпрокурора Сабир Кехлеров.

Судить попроще

До этого ВС внес в Госдуму два законопроекта, посвященных упрощению судебного процесса по гражданским и арбитражным делам.

Проект закона, позволяющий заочно рассматривать «малые иски» на сумму до 0,5 млн руб., Верховный суд внес в Госдуму в феврале 2015 года. Речь идет о делах, где фактически отсутствует предмет спора, — например, о взыскании долга, истребовании имущества или признании права собственности​.

Высокие судьи предложили рассматривать такие дела без проведения публичных слушаний и выступлений заявителей и свидетелей, а только на основании письменных доказательств и материалов дела. В мае Госдума приняла проект в первом чтении, но депутаты порекомендовали снизить максимальные суммы исков до 300 тыс. руб. для юридических лиц и до 100 тыс. руб. для физических.

Другой законопроект, внесенный еще осенью 2014 года, который также прошел первое чтение в Госдуме, упрощает процесс в арбитражных судах. Там уже действует заочный порядок рассмотрения мелких споров, но Верховный суд предлагает ввести новый институт — приказное производство.

Судебные приказы будут иметь силу исполнительного листа, следует из пояснительной записки к проекту. Эта процедура станет возможной почти для той же категории дел, что и заочное производство, но с упрощенным документооборотом.

Кроме этого проект второго закона вводит в арбитражный процесс обязательную процедуру досудебного урегулирования споров между сторонами. Сейчас сторонам необходимо попытаться урегулировать разногласия до суда только по налоговым спорам.

По мнению судьи Мосгорсуда в отставке Сергея Пашина, эти законопроекты направлены не столько на разгрузку всей судебной системы, сколько на упрощение работы самого Верховного суда. Решения по таким делам быстрее вступят в силу и с меньшей вероятностью пройдут апелляционную и кассационную инстанции, резюмирует Пашин.

Три закона, забракованные ВС

Верховный суд не поддержал законопроект об объективной истине, который весной внес в Госдуму депутат-единоросс Александр Ремезков. В поддержанной СКР инициативе предлагалось превратить судей из «пассивных наблюдателей» в арбитров: наделить их правом искать доказательства и устанавливать обстоятельства. ВС посчитал, что авторы инициативы пытаются переложить на суд функции следствия.

Негативный отзыв Верховного суда получил законопроект об уголовной ответственности юридических лиц. Эта инициатива, которую также внес на рассмотрение в нижнюю палату Ремезков, предлагала ввести новую главу в Уголовный кодекс.

Высокие судьи указали, что инициатива размывает понятие личной ответственности: вина компании будет устанавливаться, исходя из вины ее работника. Но это будет нарушать принцип справедливости по отношению к другим сотрудникам фирмы.

Позднее негативные отзывы на проект также написали юристы правительства.

С жесткой критикой Верховный суд выступил и по отношению к «закону Ротенберга», который внес в Госдуму депутат-единоросс Владимир Поневежский. Он предлагал компенсировать из бюджета потерю средств, взысканных по решению иностранных судов.

ВС указали, что недопустимо перекладывать на налогоплательщиков риски отдельных организаций и граждан, которые судятся за границей.

Против инициативы выступили также руководитель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, а также министр экономики Алексей Улюкаев.

Все три закона пока остаются на рассмотрении в Госдуме.

Анастасия Михайлова

Источник: https://www.rbc.ru/politics/06/08/2015/55c32c349a79470b9033ef79

Судебная система Республики Беларусь

Какие дела рассматривает верховный суд

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:

  • социально-экономические и политические права граждан;
  • конституционный строй Республики Беларусь;
  • государственные и общественные интересы;
  • права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

Система судов

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

  1. Системы судов общей юрисдикции.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется:

Система судов общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции состоит из:

  1. Верховного Суда Республики Беларусь;
  2. областных (Минского городского) судов;
  3. экономических судов областей (города Минска);
  4. районных (городских) судов.

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.

Он состоит из:

  • первого заместителя Председателя;
  • заместителей Председателя;
  • судей Верховного Суда Республики Беларусь

и действует в составе:

  • судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь; 
  • судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь; 
  • судебной коллегии по экономическим делам; 
  • судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь; 
  • Президиума Верховного Суда Республики Беларусь; 
  • Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь:

  1. Рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также жалобы (протесты) на постановления областных (Минского городского) судов и постановления экономических судов областей (города Минска) по делам об административных правонарушениях.
  2. Рассматривает в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела в апелляционном порядке.
  3. Вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь.
  4. Изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам применения законодательства.
  5. Осуществляет контроль за исполнением нижестоящими судами постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
  6. Оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства.
  7. Разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства.
  8. Изучает деятельность судов общей юрисдикции, заслушивает информацию председателей, первых заместителей, заместителей председателей и судей судов общей юрисдикции о деятельности соответствующих судов.
  9. Осуществляет организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества.
  10. Решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями.
  11. Осуществляет иные полномочия.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

  1. Рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские, уголовные и экономические дела.
  2. Рассматривает материалы обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства.
  3. Обеспечивает приведение постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, признанных Конституционным Судом Республики Беларусь неконституционными, в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь.
  4. Рассматривает представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, содержащих разъяснения, законодательству.
  5. Рассматривает вопросы о внесении предложений о совершенствовании законодательства.
  6. Заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь о деятельности возглавляемых ими судебных коллегий, сообщения председателей нижестоящих судов о практике применения судами законодательства, исполнения постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по применению законодательства.
  7. Избирает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь секретаря Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, который освобождается от исполнения обязанностей по основной должности.
  8. Утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Регламент Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
  9. Избирает Высшую квалификационную коллегию судей Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь, представителей государственных органов, ученых-юристов, иных специалистов в области права, а также председателя и заместителя председателя Высшей квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь из числа членов этой коллегии, заслушивает информацию о деятельности Высшей квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь.
  10. Утверждает порядок формирования и организации работы с резервом кадров на должности заместителей председателей, судей областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), председателей, заместителей председателей, судей районных (городских), специализированных судов.
  11. Осуществляет иные полномочия.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе:

  • Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
  • первого заместителя Председателя;
  • заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
  • судей Верховного Суда Республики Беларусь.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:

  1. Рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские, уголовные и экономические дела.
  2. Рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, выносимые на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
  3. Рассматривает ходатайства о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок со дня принятия соответствующих решений обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь.
  4. Рассматривает инициативные обращения в порядке, предусмотренном Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь.
  5. Рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь, председателей и судей нижестоящих судов.
  6. Заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь, председателей нижестоящих судов о деятельности соответственно судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь, судов.
  7. Рассматривает и утверждает резерв кадров на должности заместителей председателей, судей областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), председателей, заместителей председателей районных (городских), специализированных судов.
  8. Рассматривает материалы о представлении к назначению на должности судей судов общей юрисдикции.
  9. Осуществляет иные полномочия.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.

Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально – в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.

Судам общей юрисдикции подведомственны уголовные дела и гражданские дела.

К числу гражданских дел относятся:

  • дела по спорам, возникающим из отношений:
    • отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды,  если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин;
  • дела, возникающие из административно-правовых отношений;
  • дела особого производства;
  • дела приказного производства;
  • иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Источник: http://pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/sudebnaya-sistema/

Состав Верховного суда Республики Абхазия

Какие дела рассматривает верховный суд

Конституционный Закона РА «О судебной власти»
от 15 июня 2015 года №3784-с-V
(Извлечение)

Статья 4. Суды в Республике Абхазия

В Республике Абхазия действуют:

1) Конституционный суд Республики Абхазия (далее – Конституционный суд);

2) Суды общей юрисдикции Республики Абхазия (далее – суды общей юрисдикции):

а) Верховный суд Республики Абхазия (далее – Верховный суд);

б) районные суды, городской суд (далее – районные суды);

в) Военный суд Республики Абхазия (далее – Военный суд);

3) Арбитражный суд Республики Абхазия (далее – Арбитражный суд).

2.Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией Республики Абхазия и настоящим Конституционным законом, не допускается.

***

Статья 58. Состав Верховного суда

1.Верховный суд состоит из Председателя Верховного суда, первого заместителя Председателя Верховного суда, заместителя Председателя Верховного суда и судей Верховного суда.

2.Верховный суд действует в составе:

1) Пленума Верховного суда;

2) Президиума Верховного суда;

3) Кассационной коллегии по гражданским делам;

4) Кассационной коллегии по уголовным делам;

5) Кассационной коллегии по административным делам и делам об административных правонарушениях.

3.Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется в составе 3-х судей, а в порядке надзора – в составе 5-ти судей.

4.Изменения в состав Верховного суда вносятся путем внесения изменений в настоящий Конституционный закон.

Статья 59. Пленум Верховного суда

1.Пленум Верховного суда решает вопросы деятельности судов общей юрисдикции.

2.Пленум Верховного суда действует в составе Председателя Верховного суда, его заместителей и судей Верховного суда, председателей районных судов, Председателя Военного суда.

3.Председательствует на заседаниях Пленума Верховного суда Председатель Верховного суда.

4.В заседаниях Пленума Верховного суда могут участвовать по приглашению Председателя Верховного суда судьи Конституционного суда, судьи Арбитражного суда, иные судьи и другие лица.

5.Порядок работы Пленума Верховного суда определяется Регламентом Верховного суда.

Статья 60. Полномочия Пленума Верховного суда

1.Пленум Верховного суда:

1) дает судам общей юрисдикции руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства в целях обеспечения единства судебной практики;

2) реализует в соответствии с Конституцией Республики Абхазия принадлежащее Верховному Суду право законодательной инициативы;

3) избирает по представлению Председателя Верховного суда, секретаря Пленума Верховного суда из числа судей Верховного суда сроком на три года. Один и тот же судья не может быть секретарем Пленума Верховного суда более 2-х сроков подряд;

4) заслушивает доклады о работе Президиума Верховного суда, отчеты заместителей Председателя Верховного суда о деятельности кассационных коллегий по гражданским, уголовным, административным делам и делам об административных правонарушениях (далее – кассационные коллегии);

5) утверждает по представлению Председателя Верховного суда составы кассационных коллегий;

6) утверждает Регламент Верховного суда;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

2. По вопросам своего ведения Пленум Верховного суда принимает постановления, обязательные для судов общей юрисдикции.

Статья 61. Основания для проведения совместного заседания Пленума Верховного суда и Президиума Арбитражного суда

1.Для рассмотрения материалов обобщения судебной практики разрешения споров, судебной статистики и дачи судам разъяснений по вопросам применения законодательства в сфере отношений, затрагивающих компетенцию судов общей юрисдикции и Арбитражного суда, могут проводиться совместные заседания Пленума Верховного суда и Президиума Арбитражного суда.

2.Правила подготовки, порядок проведения совместного заседания Пленума Верховного суда и Президиума Арбитражного суда, оформления его актов и контроля за их исполнением устанавливаются Регламентом, утвержденным на совместном заседании Пленума Верховного суда и Президиума Арбитражного суда.

Статья 62. Президиум Верховного суда

1.В состав Президиума Верховного суда входят Председатель Верховного суда, первый заместитель и заместитель Председателя Верховного суда, которые являются членами Президиума Верховного суда по должности.

2.Председательствует на заседаниях Президиума Верховного суда Председатель Верховного суда.

3.Председатель Верховного суда привлекает 2-х судей соответствующих кассационных коллегий, ранее не участвовавших в рассмотрении конкретного дела, в состав Президиума Верховного суда для его рассмотрения, с учетом принципа случайного и равномерного распределения дел с использованием АСИС и назначает из состава Президиума Верховного суда ответственного за подготовку доклада.

В случаях, когда в Президиуме Верховного суда количество судей в связи с обстоятельствами препятствующими Председателю Верховного суда, его заместителям участвовать в рассмотрении дела (отвод, служебная командировка, учеба, болезнь и иные обстоятельства) недостаточно для рассмотрения дела, Председатель Верховного суда, его заместители привлекают к участию в рассмотрении дела судей Верховного суда в порядке, предусмотренном настоящим Конституционным законом и процессуальным законодательством.

4. При рассмотрении вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, присутствуют судьи Верховного суда, а также по приглашению Председателя Верховного суда могут участвовать судьи Конституционного суда, судьи Арбитражного суда, иные судьи и другие лица.

5. Порядок рассмотрения судебных дел Президиумом Верховного суда устанавливается процессуальным законодательством.

Статья 63. Полномочия Президиума Верховного суда

1.Президиум Верховного суда:

1)рассматривает в пределах своих полномочий дела в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

2)разрешает вопросы организации работы кассационных коллегий;

3)разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Республики Абхазия;

4)рассматривает материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

5)осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

2.Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного суда вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Верховного суда.

Статья 64. Кассационные коллегии

1.Кассационные коллегии формируются из числа судей Верховного суда.

2.Составы кассационных коллегий утверждаются Пленумом Верховного суда по представлению Председателя Верховного суда.

3.Заместители председателя Верховного суда организуют работу кассационных коллегий, распределяют дела между судьями – членами соответствующих кассационных коллегий, с учетом принципа случайного и равномерного распределения дел, с использованием АСИС и определяют персональный состав кассационных коллегий и председательствующего из этого состава для рассмотрения конкретного дела.

4.Председатель Верховного суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной кассационной коллегии для рассмотрения дел в составе другой кассационной коллегии.

Статья 65. Компетенция кассационных коллегий

Кассационные коллегии:

1)рассматривают в пределах своих полномочий дела в кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

2)изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

3)осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством

Источник: https://www.vs-ra.org/obshchaya-informatsiya/sostav-verkhovnogo-suda-respubliki-abkhaziya/

ПроступкамНет
Добавить комментарий