Объект административного правонарушения

Административное правонарушение: понятие, признаки и состав

Объект административного правонарушения

Научный руководитель: Горбунова И.В., кандидат юридических наук.

Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE OFFENSE; THE OFFENSE.

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие административного правонарушения, его признаки и состав.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. [4]

Административное правонарушение может выражаться в форме действия или бездействия. Например, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст.12.3 КоАП РФ) – это противоправное действие водителя.

Зачастую, на практике возникают проблемы в юридической квалификации административного правонарушения и отграничение его преступления, т.к. им присущи общие признаки. От преступления административное правонарушение можно отличать по степени общественной опасности, т.е. правонарушение приносит более мелкий вред личности, обществу, государству, чем преступление.

Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить следующие его признаки:1) Противоправность (т.е. нарушение установленных законом норм права);2) Виновность (т.е. совершение правонарушения при наличии вины, которая бывает в форме умысла и неосторожности);

3) Наказуемость (т.е. за совершение проступка должна быть установлена административная ответственность).

Не каждый проступок, которое содержит в себе признаки административного правонарушения, можно признать таковым.

В действительности, в конкретном деянии может отсутствовать хотя бы один элемент состава административного правонарушения, который исключает привлечение лица к административной ответственности.

Поэтому наличие состава правонарушения необходимо для его квалификации как противоправного.

В теории административного права содержится понятие состава административного правонарушения.

Составом административного правонарушения признается единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение. [5, с. 70] Элементами состава являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются нормами права и охраняются мерами административной ответственности.

Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства об увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.

34 КоАП РФ), являются права работников на труд и на защиту трудовых прав.

В юридической литературе объекты административного правонарушения разделяют на общий, родовой, видовой и непосредственный объекты.

Под общим объектом понимают общественные отношения в сфере государственного управления, которые регулируются нормами права, охраняются и защищаются мерами административной ответственности.

Частью общего объекта является родовой объект. Именно родовой объект является критерием деления КоАП РФ на главы. Например, в гл.6 КоАП РФ сконцентрированы проступки, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Разновидностью родового объекта является видовой объект. Значение данного объекта заключается в том, что он детально разграничивает общественные отношения между собой.

Под непосредственным объектом понимают конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, непосредственным объектом в ст.6.1 КоАП РФ является здоровье граждан.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в совершении деяния, выраженного в форме действия или бездействия, запрещенных нормами административного права.

Элементами объективной стороны являются обязательные и факультативные признаки.

К обязательным признакам объективной стороны относятся противоправное действие или бездействие, последствия и причинно-следственная связь между ними. Например, в ст.6.1 КоАП объективная сторона выражается в бездействии, т.е. не сообщение лицом медицинским работникам необходимую для проведения эпидемиологического расследования информацию.

Факультативные признаки – это дополнительные критерии, которые характеризуют обстоятельства совершения правонарушения. К таким признакам относятся время, место, способ, систематичность, злостность и повторность.

Субъектом административного правонарушения могут быть физические лица, достигшие 16-ти лет, и юридические лица.

Законодательство подразделяет субъектов на общие, специальные и особые субъекты.

Общим субъектом является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.

Специальным субъектом признается лицо, которое наряду с общими признаками, обладает дополнительным свойством. Например, должностное лицо, собственники, владельцы транспортных средств, несовершеннолетний.

Особым субъектом считаются военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие других законов.

Так, субъектом правонарушения в ст.6.1 КоАП является лицо, которое достигло 16-ти лет и которому стало известно о наличии у него инфекционного заболевания.

Субъективная сторона административного правонарушения выражается в психическом отношении лица к совершаемому им правонарушению. Основным элементом субъективной стороны является вина. Совершение административного проступка может быть, как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Таким образом, административным правонарушение признается общественно вредное действие или бездействие, совершенное физическим или юридическим лицом, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение должно иметь состав и обладать всеми его признаками.

Если хотя бы один из обязательных признаков состава правонарушения будет отсутствовать, то исключается возможность привлечь субъекта к административной ответственности.

Список литературы

  1. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М.,2000. С. 13.
  2. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. БЗО Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2009. — С. 212
  3. Братановский С.Н. Административное право: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. – С. 99

Источник: http://novaum.ru/public/p428

Состав административного правонарушения

Объект административного правонарушения

Состав административного правонарушения — установленная правом совокупность элементов, при наличии которых деяние считается административным правонарушением. Состав административного правонарушения образуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона правонарушения.

Полный состав административного правонарушения — это необходимое и достаточное основание административной ответственности. Необходимое основание, т. е.

отсутствие хотя бы одного элемента состава, свидетельствует о том, что деяние нельзя признать административным правонарушением и соответственно привлекать лицо к административной ответственности.

Достаточное основание означает, что для констатации деяния в качестве правонарушения необходимо установить все элементы состава правонарушения и не требуется установления иных признаков.

1. Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые направлено данное деяние.

Выделяют следующие виды объектов правонарушения: общий (вся совокупность существующих общественных отношений, которые регулируются различными отраслями права, а охраняются мерами административной ответственности: интересы личности, общества, государства); родовой объект (совокупность однородных взаимосвязанных общественных отношений, против которых посягает определенная группа административных правонарушений: отношения в области прав человека, здоровья, общественной нравственности, общественной безопасности и общественного порядка, в области охраны собствен ноет и, окружающей среды и природопользования, отношения в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и т. д.); видовой объект (совокупность тождественных общественных отношений, против которых посягают правонарушения определенного вида);   непосредственный объект (конкретное общественное отношение, на которое посягает правонарушитель).

2. Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих внешнее проявление противоправного деяния. Включает: деяние в форме действия (например, умышленное уничтожение или порча паспорта — ст. 19.

16 КоАП РФ) либо бездействия (например, безбилетный проезд — ст. 11.18 КоАП РФ): вред, причиненный данным деянием (например, нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, — ст. 12.

24 КоАП РФ); причинную связь между деянием и наступившими вредными последствиями; место (например, нецензурная брань в общественных местах — ст. 20.1 КоАП РФ), время (например, предвыборная агитация в период запрещения ее проведения — ст. 5.10 КоАП РФ); способ (например, мелкое хищение чужого имущества путем кражи — ст.

7.27 КоАП РФ), средство совершения правонарушения (транспортные средства, взрывчатые вещества, огнестрельное оружие, спиртные напитки и т. п.).

3. Субъектом административного правонарушения является лицо, в деянии которого имеется описанное в законе правонарушение. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, не находящиеся в организационном (линейном) подчинении налагающим ответственность органам и должностным лицам.

Физическое лицо должно отвечать двум признакам — возраст (16 лет) и вменяемость (ст. 2.8 КоАП РФ).

Законодатель во многих составах правонарушений предусматривает наличие специального субъекта, обладающего дополнительными признаками, отражающими особенности труда или служебного положения, прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса гражданина (родители, судоводитель, водитель транспортного средства и т. п.). Особым субъектом административного правонарушения является должностное лицо (см.: примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Юридическое лицо — это организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

4. Субъективная сторона административного правонарушения — это совокупность установленных законом признаков, характеризующих внутреннее отношение лица к совершаемому деянию.

Включает вину (вина физического лица — это его психическое отношение к совершаемому противоправному деянию и его последствиям, выражается в форме умысла или неосторожности (ст. 2.

2 КоАП РФ): юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению — ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ); мотив и цель совершения правонарушения (например, изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты — ет. 13.10 КоАП РФ).

Только при наличии полного состава деяние может считаться административным правонарушением. Отсутствие хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения исключает привлечение лица к административной ответственности.

Источник: https://psyera.ru/sostav-administrativnogo-pravonarusheniya_9396.htm

Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

Объект административного правонарушения

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты: 

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Пример

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения: 

Объект

Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой  -либо конкретной главы КоАП РФ.

Примером родового объекта административного правонарушения может служить

  • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
  • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
  • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
  • иные.

Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства.

Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

Объективная сторона

Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Пример

Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями. 

Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

Субъект

Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

Субъективная сторона

Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. 

При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravonarushenie/

2.1 Объект административного правонарушения

Объект административного правонарушения

Втеории административного права объектыпосягательств административныхправонарушений традиционно подразделяютна четыре группы: общий, родовой, видовойи непосредственный.

Такое деление имеетне только теоретическое, но и практическоезначение, так как оно позволяетправоприменителю осуществить процессквалификации административныхправонарушений, то есть отнесениепротивоправного деяния к конкретнойстатье Особенной части КоАП РФ либостатье закона субъекта РФ, устанавливающегоадминистративную ответственность.

Общимобъектом административных правонарушенийявляются общественные отношения в сферегосударственного управления, регулируемыенормами права (конституционного,трудового, земельного, экологического,финансового, гражданского), охраняемыеи защищаемые мерами административнойответственности..

Родовойобъект –часть общего объекта.

В качестве критерияделения общего объекта на части можетбыть взята отрасльобщественной деятельности,где складываются общественные отношения(в сельском хозяйстве, в промышленности,на транспорте…) или содержаниеохраняемых общественных отношений(собственность, общественный порядок,права граждан, порядок управления).Именно родовой объект лежит в основепостроения Особенной Части КоАП РФ,например в гл.5 сконцентрированыпроступки, посягающие на права граждан,в гл. 14- проступки, связанные с осуществлениемпредпринимательской деятельности.

Видовойобъект –разновидность родового, специфическаягруппа общественных отношений, общаядля правонарушений, входящих в однуглаву.

Выделение видового объектаявляется необходимым и оправданным,поскольку именно такая система объектовдетально разграничивает общественныеотношения между собой, что в свою очередьпозволяет правоприменителю болеекачественно осуществлять процессквалификации административныхправонарушений и эффективно назначатьвиновным лицам административныенаказания.

Поднепосредственным объектом рассматриваетсята часть однородных общественныхотношений, которым административноеправонарушение непосредственно причиняетущерб (например, право владения,пользования и распоряжения конкретнымимуществом при совершении мелкогохищения). В качестве непосредственногообъекта могут выступать конкретныенормы, правила, предписания, запреты.Непосредственный объект позволяетразграничить однородные административныеправонарушения между собой.

Вряде случаев объект административногоправонарушения тесно связан с предметомпосягательства, то есть с предметомвнешнего, материального мира на которыйвоздействует правонарушение и которымпричиняется ущерб (например, налоговаядекларация для административныхправонарушений в области налогов исборов). Однако предмет административногоправонарушения нельзя отождествлятьс объектом, даже несмотря на то, что онявляется элементом общественныхотношений, что также предполагает егоохрану.

2.2 Объективная сторона правонарушения

Объективнаясторона правонарушения– это система предусмотренных нормамиадминистративного права признаков,характеризующих его внешние проявление.

Объективнаясторона любого характеризуется двумягруппами признаков: обязательнымиифакультативными.

Вчисло обязательныхпризнаковвходит само противоправное деяние(действиеили бездействие), егообщественновредные последствияи логическаясвязь между ними.Так,например, нарушение водителямитранспортных средств Правил дорожногодвижения (гл.

12 КоАП РФ) может выражаться в разныхдействиях: превышенииустановленной скорости движения,несоблюдении требованийдорожных знаков, проезде на запрещающийсигнал светофора,пересечении сплошной линии разметки идр.Илипример бездействия.

Непринятиемер по устранению причин и условий,способствующих совершению административногоправонарушения (ст.19.6 КоАП РФ).

Мы с Вами говорилио том, что юридические составыадминистративных правонарушений посвоей законодательной конструкциимогут быть формальными и материальными.

Именно по объективной сторонеадминистративного правонарушения онии подразделяются следующим образом.

Тоесть в число обязательных признаковобъективной стороны административногоправонарушения с формальным составомне входят общественно вредные последствияпротивоправного деяния и причиннаясвязь между двумя этими признаками.

Для административныхправонарушений с материальным составомобязательными признаками объективнойстороны являются: общественно вредныепоследствия противоправного деяния ипричинная связь между двумя этимипризнаками.

Факультативныепризнакиобъективной стороны правонарушения –это дополнительные критерии, характеризующиеусловия и обстоятельства совершенияправонарушения.

В административномправе в качестве таковых выделяются:время, место, способ, характер совершениядеяния, его повторность, неоднократность,злостность, систематичность.

Они присущи далеко не всем составамадминистративных правонарушений,в силу чего они называются факультативнымипризнакамисоставаадминистративного правонарушения, т.е.необязательными признаками.

Втоже время, для ряда составовадминистративных правонарушенийкакой-либо из факультативных признаков,в силу законодательной конструкциисостава, становится обязательнымпризнаком объективной стороныправонарушения.

Так,например, административное правонарушение«стрельба из оружия в не отведенных дляэтого местах» в качестве обязательногопризнака объективной стороны указываетна место совершения административногоправонарушения (ст. 20.13).

Собъективной стороны административныеправонарушения могут простымиисложными.

Простоедеяниепредставляет собой единое действие иликратковременное бездействие, единыйкратковременный акт противоправногоповедения (мелкоехищение).

Сложноедеяниеможет состоять из нескольких самостоятельныхдействий либо быть растянуто во времени.

Выделяют следующиевиды сложных деяний:

сдвумя разными действиями(например,мелкое хулиганство, сопряженное снеповиновением законному требованиюпредставителя власти);

-состоящее из альтернативных действий(например,нарушение правил производства, продажи,коллекционирования, экспонирования,учета, хранения, ношения или уничтожениеоружия и патронов к нему);

— длящиеся;

-продолжаемые;

Так как в КоАП РФзаконодатель конкретно выделяет длящиесяправонарушения (ст.4.5 КоАП РФ) остановимсяна них конкретнее.

Длящеесяправонарушение– действие или бездействие, в результатекоторого длительно не исполняетсяобязанность.

В основе длящегося нарушениялежит невыполняемая лицом в течениедлительного времени правовая обязанностьне нарушать правовой запрет или, наоборот,совершить предусмотренное нормой правадействие.

Для него характерно непрерывноеосуществление нарушения, чаще всегопутем длительного бездействия. Длящеесяправонарушение является единым.

Начальныммоментом правонарушения являетсядействие или бездействие, повлекшеедлительное нарушение запрета, илидлительное невыполнение обязанности.

Оно оканчивается фактически прекращениемправонарушения или юридически –привлечением виновного к ответственности(например,ст. 19.15 КоАП РФпроживаниегражданина без регистрации).

Невыполнениепредусмотренной нормативным правовымактом обязанности к установленному внем сроку не является длящимсяадминистративным правонарушением.1

Длящеесяадминистративное правонарушение следуетотличатьот продолжаемого,под которым понимается совершение одними тем же лицом нескольких тождественныхправонарушений,за каждое из которых он подлежитадминистративной ответственности.

Наповторностьадминистративногоправонарушения прямоуказываетп.2 ч.1 ст.4.3КоАП РФ. Повторность означает совершениеодним и тем же лицом в течение определенногост. 4.6 КоАП РФ срока (один год) однородногоправонарушения, за которое оно ужеподвергалось административномунаказанию.

Существует 2варианта выражения повторности:

  • Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение (ст. 4.3)
  • Простой вид правонарушения превращается в квалифицированный, за совершение которого устанавливается повышенная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27).

Источник: https://studfiles.net/preview/5269489/page:4/

Объект и Объективная сторона административного правонарушения

Объект административного правонарушения

Объект правонарушения: общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права и охраняемые нормами зак-ва об административных правонарушениях.

Как любая охранительная отрасль деликтное право защищает не только административные, но и отношения других отраслевых принадлежностей.

Практическое значение объекта заключается в следующем: через указание на объект посягательства определяются виды составов, в отношении которых применяются особые правила производства по делам об АПН.

В частности, от этого зависит срок давности привлечения к административной ответственности, возможность проведения административного расследования, подведомственность дел и сокращение сроков осуществления процессуальных действий. Объект правонарушения важен для определения повторности совершения правонарушения. Повторным считается совершение однородного АПН. 

Наиболее существенное значение имеет родовой объект посягательства. 

Родового объекта формируются главы. При этом в отличие от УП глава может включать несколько родовых объектов: глава «АПН в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг». При этом составы внутри главы идут в той же последовательности, в которой объекты перечислены в её названии.

Это осложняет пользование преимуществами такой нумерации. Есть глава 5, в названии которой вообще нет указания на родовой объект «Правонарушения, посягающие на права граждан» = Разное. Есть отдельный блок статей, касающийся трудовых прав, избирательных отношений, обязанностей по воспитанию ребенка (единого родового объекта здесь нет).

При этом родовые объекты внутри блока вычленяются легко. 

Объективная сторона: внешнее проявление административного правонарушения, т.е. совокупность признаков, которые характеризуют деяние и проявляются в действиях, деятельности или отсутствии таковых

Помимо этого факультативными признаками, кроме описания деяния могут выступать место, время, способ совершения, средства, при помощи которых правонарушение совершается. Для материальных составов важно наступление последствий и причинно-следственная связь.

Объективная сторона считается выполненной, если она включает в себя несколько действий – когда выполнено последнее из них; если предусмотрена неоднократность – когда достигли соотв.кол-ва совершенных правонарушений; если состав материальные – в момент наступления последствий.

Местом совершения для формальных составов является место совершения деяния, а если оно имеет сложную структуру – место совершения последнего из действий. Для материального состава – место наступления последствий. 

Бездействие признается противоправным при 2 условиях: когда на лице лежала юр.обязанность совершить определенные действия и лицо фактически могло его совершить. Формы бездействия: невыполнение требований, уклонение от явки, непринятие мер, непредоставление информации и т.д. 

Характерной чертой для объективной стороны в составах является то, что безразлично, в какой форме совершено деяние. 

Длящиеся правонарушения.

Длящимся правонарушением признается АПН, которое выражается в длительном, непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом с практической т.зр.

значение имеет не столько фактическое длительное невыполнение, сколько формулировка состава, предусматривает ли она отв-ть за длительное непрекращающееся невыполнение, или состав связан с выявлением конкретного обст-ва, которому могло предшествовать длительное невыполнение. 

1 состав – проживание по недействительному паспорту или без паспорта. Все время, пока без паспорта – длящееся правонарушение

2 состав – утрата документа воинского учета. Нет документа, но отв-ть связывается с конкретным обст-вом, т.е. состав длящимся не является. 

При этом если для выполнения определенных требований установлен конкретный срок (устранить допущенные нарушения), то неисполнение таких требований никогда не будет длящимся правонарушением. 

Длящееся правонарушение для порядка исчисления срока давности привлечения к административной отв-ти. 

Продолжаемое правонарушение.

Прямого закрепления продолжаемого правонарушения нет, но судебная практика фактически признает одним правонарушением совершение тождественным действий, если они охватываются единым умыслом и направлены к единой цели. 

Факультативные элементы объективной стороны – время, если оно прямо указано в составе. (Нарушение покоя в ночное время).

В качестве места могут выступать ЗАТО, таможенная граница, в качестве специфического места может выступать общественное место. 

Способы.

Мелкое хищение – путем мошенничества, путем кражи и т.д.

Административное право не знает конструкции покушения на совершение правонарушения. Исключений нет.

Источник: http://2xh.ru/yuridicheskie/administrativnoe/124-objekt-i-objektivnaja-storona-administrativnogo-pravonarushenija.html

§ 3. Объект административного проступка: Объект административного проступка — это то, на что посягает

Объект административного правонарушения

Объект административного проступка — это то, на что

посягает административный проступок, а именно, охраняемые административным законодательством общественные отношения.

Таким общественным отношениям, в результате совершения административного проступка, всегда причиняется социальный вред, так как происходит дестабилизация сложившихся в обществе связей.

Очень часто совершение административного проступка сопряжено с причинением реального (фактического) вреда либо созданием угрозы его причинения53.

53 Проблема определения объекта административного проступка затрагивает сейчас не только науку административного права и близкородственную науку уголовного права, но и теорию государства и права, где не однозначно определяется объект правонарушения.

Большинство ученых, занимающихся проблемами административной ответственности, характеризуют объект административного проступка как охраняемые административным законодательством общественные отношения, на которые посягает административный проступок (Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. — М.: «Статут», 2000. — С.

ЗЗ; Административное право Украины. — 2-е изд., перераб. и доп.: Учебник / Под ред. Ю.П. Битяка . — X.: Право, 2003. — С. 183; Овсянко Д.М.: Учебное пособие. — Изд. 3-е, перер. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — С. 150; Битяк Ю.П., Зуй В.В. Административное право Украины (Общая часть). Учебное пособие. — X.: ООО «Одиссей», 1999. — С. 127-128).

Большинство ученых в сфере уголовного права также характеризуют объект преступления через понятие общественные отношения (Кримінальне право

59

>>>60>>>

В науке административного права различают: общий, родовой, видовой и непосредственный объект административного проступка.

України: Загальна частина: Підручник / Відп. ред. Я.Ю. Кондратьев. — К.: Правові джерела, 2002. — С. 96; Уголовное право Украины. Изд. 2-е перераб. и доп.: Учебник.: Под ред. М.И. Ба-жанова, В.В. Сташиса, В.Я. Тация. — X.: Право, 1999. — С. 75; Уголовное право Украины: Общая часть. Учебник / Отв. ред. Кондратьев Я.Ю. / Под ред. Клименко В.А., Мельника Н.И.

— К.: Атика, 2002. С. 97; Уголовное право Украины. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. Е.Л. Стрельцова. — X.: ООО «Одиссей», 2002. — С. 73-75; Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. — М.: Юристъ, 2001 — С. 94).

Однако этот общепризнанный тезис науки уголовного права и теории государства и права начинает подвергаться критике. Эта концепция, утверждают П.С. Матышевс-кий и Фесенко Э.В. (Кримінальне право України. (Загальна частина): Підручник. / Під ред. П.С. Матишевського, П.П. Андрушка, С.Д. Шапченка. — К.: ЮРІНКОМ ІНТЕР, 1999. — С.

123-124) не полностью отвечает современным взглядам на оценку социальных ценностей. Основным ее недостатком, считают они, является преувеличение значения категории «публичного» относительно категории «частного» в сфере социальной жизни, т.е. человек с его потребностями отошел на второй план.

Поэтому они предлагают рассматривать объект преступления как конкретные человеческие, общественные или государственные ценности. Такую же точку зрения отстаивает в своих работах А.В. Наумов (Наумов А.В. Уголовное право. — М., 1996). Эта точка зрения стала появляться и при характеристике объекта правонарушения в рамках теории государства и права (Скакун О.Ф.

Теория государства и права: Учебник. — X.: Консум, 2000. — С.458; Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуника-тивный подход. Курс лекций. — СПб.: Изд. «Юридический центр Пресс», 2003. — 808). Не вдаваясь в полемику, отметим только, что полностью поддерживаем точку зрения Н.И.

Кор-жанского, который пишет, — «понятно, что преступление посягает на общественные ценности, но каково практическое значение такого определения объекта преступления, как его использовать для определения общественной сущности преступления, его признаков, для квалификации преступления, для отграничения одного преступления от другого? Никакого практического значения оно не имеет и иметь не может». (Коржанський М.Й. Нариси уголовного права. — К., 1999. — С. 160), Поэтому считаем, что объектом преступления, административного проступка или иного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые нормами законодательства.

60

>>>61>>>

Под общим объектом понимаются все общественные отношения, регулируемые законодательством Украины и охраняемые нормами законодательства об административных правонарушениях.

Родовой объект — это однородная группа общественных отношений, на которые посягают административные проступки. В зависимости от родового объекта посягательства административные проступки размещены по главам в Особенной части Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Так, в главе 5 содержатся административные проступки, посягающие на отношения в области охраны труда и здоровья населения; в главе 6 — проступки, посягающие на отношения собственности; в главе 11 — проступки, посягающие на отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и т.д.

Разновидностью родового выступает видовой объект.

Видовой объект — это тесно взаимосвязанная между собой группа общественных отношений, представляющая собой часть родового объекта, и на которую посягают административные проступки.

Например, в рамках родового объекта административного проступка, — отношения собственности, — можно выделить видовой объект — отношения государственной собственности или отношения коллективной собственности и т.д.

Анализируя содержание статей Особенной части Кодекса Украины об административных правонарушениях можно выделить непосредственный объект посягательства. Под непосредственным объектом понимаются общественные отношения, на которые посягает административный проступок, подпадающий под признаки конкретного состава.

Например, непосредственным объектом проступка, предусмотренного в ст.

105 КУоАП — «Нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками», являются общественные отношения, которые складываются в процессе выполнения агротехнических правил и применения средств, обеспечивающих нормальное ведение растениеводства.

Понятие «непосредственный объект административного проступка» и «предмет административного проступка» часто отождествляются в науке административного права54.

54 Поводом для этого является само законодательство об административной ответственности. Так, анализируя положения

61

>>>62>>>

Непосредственный объект и предмет административного проступка являются элементами состава, характеризующие его объект.

Под предметом административного проступка следует понимать овеществленный элемент материального мира, воздействуя на который виновный осуществляет посягательство на непосредственный объект административного проступка.

Предмет, как факультативный элемент объекта административного проступка, не всегда закрепляется в диспозиции статьи, устанавливающей административный проступок и ответственность за него.

Однако Кодекс Украины об административных правонарушениях содержит большое количество правонарушений, где предмет прямо закреплен в диспозиции статьи. Например, самовольный

ст.

24 КУоАП, а именно, пункт 3, где закреплено: «возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения», и пункт 4, где закреплено: «конфискация: предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения», можно сделать вывод, что под непосредственным объектом административного проступка законодатель понимает овеществленный элемент материального мира. Однако такой подход противоречит общепринятому в науке пониманию непосредственного объекта правонарушения как общественных отношений, на которые посягает конкретный административный проступок. То есть законодатель ставит знак равенства между понятиями «непосредственный объект административного проступка» и «предмет административного проступка», что не способствует развитию науки административного права в целом и законодательства об административной ответственности, в частности. Предмет административного проступка — это то, что подвергается противоправному воздействию для нанесения вреда непосредственному объекту административного проступка. Например, непосредственным объектом мелкого хищения (ст. 51 КУоАП) являются общественные отношения государственной и коллективной собственности, а предметом — имущество, на которое посягал правонарушитель. Поэтому корректнее было бы изложить, например, пункт 3 ст. 24 КУоАП, следующим образом: «возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения или предметом административного проступка». Это позволило бы на законодательном уровне разграничить понятия «непосредственный объект административного проступка» и «предмет административного проступка».

62

>>>63>>>

захват земельного участка (ст. 531 КУоАП), уничтожение межевых знаков (ст. 56 КУоАП), уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 66 КУоАП), повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда (ст. 69 КУоАП) и другие правонарушения.

Источник: https://lib.sale/uchebnik-administrativnoe-pravo/obyekt-administrativnogo-prostupka-38572.html

ПроступкамНет
Добавить комментарий