Подсудность дел об административных правонарушениях

Подведомственность рассмотрения дела об административном правонарушении по месту совершения административного правонарушения

Подсудность дел об административных правонарушениях

Интересует практика обжалования определения  районного суда о передаче жалобы по делу об административном правонарушении  не по месту нахождения государственного органа, выносившего постановление о привлечении к административной ответственности, а по месту его совершения. 

Дважды один и тот же суд выносил определение, где дословно указывает : «Однако, как следует из разъяснений п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.

2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях (в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса) территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа». 

В частью 3 статьи 28.

6 дословно указывает: «В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, ЗАФИКСИРОВАННЫХ  С ПРИМЕНЕНИЕМ  РАБОТАЮЩИХ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ   ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса», и нет, не единого слова о подведомственности или рассмотрении дела по месту совершения правонарушения.

В статье 29.10 КоАП РФ «Постановление по делу об административном правонарушении» указываются требования постановления, но нет указания на то, что оно должно рассматриваться только по месту совершения  правонарушения.

Понимаю, что отдельный полк, отдельный батальон, обслуживающий территорию всей области (региона) находится в областном центре и рассмотрение тысяч жалоб на вынесенные постановления ложатся на один районный суд, и ссылка на п.30 Пленума ВС РФ позволяет перераспределить дела между судами. 

Но насколько это соответствует задачам административного судопроизводства? Исходя их позиции Уполномоченного по правам человека Лукина, высказанной им в Заявлении от 13.10.2009 г., опубликованной в газете «Российская газета»  21 октября 2009 года, при рассмотрении дел об административном судопроизводстве отсутствует состязательность и на судьи возлагаются функции обвинения. 

В частности, в Заявлении Уполномоченный по правам человека прямо указывает: «В настоящее время в судебном заседании по делам об административных правонарушениях отсутствует должностное лицо, каким-либо образом уполномоченное поддерживать и доказывать предъявленное нарушителю обвинение в совершении административного правонарушения. Участие прокурора в деле также не является обязательным, и Уполномоченному не известно ни одного административного дела, где бы названное должностное лицо выступало со стороны обвинения. 

Единственными участниками в судебном процессе являются лишь судья, лицо, привлекаемое к административной ответственности, его защитник и секретарь судебного заседания. 

В указанной ситуации бремя доказывания обвинения в судебном заседании целиком ложится на судью.

В частности, Уполномоченный и его представители, присутствуя на различных судебных заседаниях по административным делам, неоднократно наблюдали, как судья вынужден по своей инициативе искать аргументы для опровержения доводов стороны защиты.

Данное обстоятельство влекло недопустимый обвинительный уклон в оценке доказательств. Фактически сторона защиты в административном процессе противостоит не обвинению, а самому суду.

Таким образом, отсутствие состязательности в настоящий момент может превращать административное правосудие в репрессивный механизм, позволяющий быстро и эффективно реализовывать преследование граждан по своему произволу».

В связи, с чем вопрос: у кого имелась практика обжалования таких определений? Кто готов обратиться в Конституционный суд РФ с заявлением о признании незаконным данного положения, при которой Верховный суд РФ  создает дополнительные препятствия и трудности гражданам для доступа к правосудию в виде возложения на граждан обязанности нести дополнительные расходы на поездки  в отдаленные суды  областей, отказывая в ходатайствах стороне защиты обязать личное участие стороны обвинения в совершении вменяемого административного  правонарушения.

При этом гражданам предоставлено право ходатайством о рассмотрении административного дела по месту жительства, а не по месту совершения правонарушения (часть I статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Источник: https://zakon.ru/Discussions/podvedomstvennost_rassmotreniya_dela_ob_administrativnom__pravonarushenii_po_mestu_soversheniya_admi/56424

Статья 23.1. Судьи

Подсудность дел об административных правонарушениях

Новая редакция Ст. 23.1 КоАП РФ

1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.26, частями 2, 5 и 7 статьи 5.27, частью 5 статьи 5.27.1, статьями 5.35.1, 5.37 — 5.43, 5.45 — 5.52, 5.56 — 5.69, 6.1 — 6.2, 6.8, 6.9, 6.9.1, 6.11 — 6.16, 6.17, 6.16.1, 6.18 — 6.22, 6.26, 6.27, частью 4 статьи 6.29, статьями 6.33, 7.5, частью 2 статьи 7.11, статьями 7.

12 — 7.17, 7.19, частью 2 статьи 7.23.2, статьей 7.23.3, статьями 7.24, 7.27, 7.27.1, 7.28, частью 1 статьи 7.31, частью 7 статьи 7.32, частью 2 статьи 7.32.3, частью 2 статьи 7.32.5, статьей 7.35, частью 2 статьи 8.28, статьями 8.28.1, 8.32.2, частями 1.2 и 1.3 статьи 8.37, частью 3 статьи 9.

1 (в части грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности), частью 2 статьи 9.1.1, статьей 9.5.2, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов образования и предоставляемых услуг в сфере образования), статьей 9.14, частями 5 и 6 статьи 9.

23, статьями 10.5.1, 10.11, частью 2 статьи 11.3, частью 7 статьи 11.5, статьей 11.7.1, частью 2 статьи 11.14.3, частями 2 и 3 статьи 11.15.1, частями 2 и 3 статьи 11.15.2, частью 4 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.22, 11.24, 11.32, частью 4 статьи 12.2, частью 2.1 статьи 12.

3, частями 1, 2, частью 3 (в случаях незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси) статьи 12.4, частями 3, 4 — 7 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.7, статьей 12.8, частью 7 статьи 12.

9 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.

15 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 3.1 статьи 12.

16 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), статьями 12.24, 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27, статьями 12.34, 12.35, частями 1 и 2 статьи 13.5, статьями 13.10, 13.11, 13.11.

1, частью 5 статьи 13.12, статьями 13.14 — 13.16, частью 2 статьи 13.18, статьей 13.19.1, частью 2 статьи 13.19.2, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьями 13.19.4, 13.20, 13.21, 13.23, частью 2 статьи 13.25, статьями 13.27, 13.28, частями 2 — 3 статьи 13.31, статьями 13.33, 13.

34, 13.38, 13.39, 14.1, 14.1.1, 14.1.1-1, 14.1.2, частями 3 и 4 статьи 14.4.1, частью 3 статьи 14.5, частью 2 статьи 14.9, статьями 14.10 -14.12, частями 1 — 4.1, 5.1 — 8 статьи 14.13, статьями 14.14, 14.15.2, 14.15.3, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.18, 14.23, частями 1, 2, 5, 8 статьи 14.25, статьями 14.25.1, 14.27, частью 6 статьи 14.

28, частью 2 статьи 14.31.2, частями 1 и 5 статьи 14.34, статьями 14.35 — 14.37, частью 2 статьи 14.38, частью 3 статьи 14.43, частью 3 статьи 14.43.1, статьей 14.46.1, частью 5 статьи 14.46.2, статьями 14.47, 14.48, 14.51, частью 2 статьи 14.54, частью 3 статьи 14.55, статьями 14.56, 14.57, 14.58, 14.59, 14.60, 14.62, частью 2 статьи 14.63, статьями 15.3 — 15.

12, частью 11 статьи 15.23.1, частью 5.1 статьи 15.25, статьей 15.26, частью 1 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (в части ограничения времени работы), частями 1 — 3 (об административных правонарушениях в сфере скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий), частью 4 статьи 15.27, статьями 15.27.1, 15.

27.2, 15.32, 15.33, 15.33.1, 15.33.2, 15.36 (за исключением административных правонарушений, совершенных кредитной организацией), статьей 15.42, частью 2 статьи 16.1, статьями 17.1 — 17.13, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, статьей 17.17, частями 1.1, 1.2, 3 и 4 статьи 17.15, частями 1.1, 3.1 — 5 статьи 18.8, частями 2 и 3 статьи 18.10, статьями 18.11 — 18.

13, частями 2 и 3 статьи 18.19, статьей 19.1, частями 1, 1.1, 4 — 6 статьи 19.3, частями 1 и 3 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 7.3, 12 — 16, 18, 19, 20.1, 24 — 32 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.6.1, 19.6.2, 19.7, частью 3 статьи 19.7.1, частями 1 и 2 статьи 19.7.5-1, статьей 19.7.5-2, статьей 19.7.7, частями 2 и 3 статьи 19.7.9, статьей 19.7.

12, частью 1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), частью 2 статьи 19.8.1, статьями 19.9, 19.11 — 19.14, 19.20, 19.21, 19.23, частью 3 статьи 19.24, статьями 19.26, 19.28 — 19.30, 19.32, 19.33, 19.34, 19.35, 19.36, 19.37, частями 3 — 5 статьи 20.1, статьями 20.2, 20.2.2, 20.2.3, 20.3, 20.3.1, 20.5 — 20.7, частями 2, 4.2 и 6 статьи 20.8, статьями 20.9, 20.13, 20.15, 20.18, 20.19, частью 3 статьи 20.20, статьей 20.23, статьей 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), статьями 20.25 — 20.34 настоящего Кодекса.

1.1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.32.6, 15.1, 15.14 — 15.15.16 и частью 20 статьи 19.

5 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.

1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 8.1, 9.4, 9.5 и 9.5.1, частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44, частью 6 статьи 19.5, частями 1, 2, 6 и 6.1 статьи 20.4 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

1.3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.8 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями, за исключением случаев, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом войск национальной гвардии Российской Федерации.

Источник: http://koapkodeksrf.ru/rzd-3/gl-23/st-23-1-koap-rf

18.2. Подведомственность дел об административных правонарушениях

Подсудность дел об административных правонарушениях

Подведомственность, устанавливаемая Кодексом об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ, представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и назначать физическим и юридическим лицам административные наказания.

Какова же подведомственность дел об административных правонарушениях основных органов административной юрисдикции?

Действующим законодательством рассмотрение дел об административных правонарушениях и назначение административных наказаний в границах установленной подведомственности возложены исключительно на судей, причем единолично. Разумеется, любое дело в рамках этой подведомственности может быть рассмотрено судом в полном составе, но ведущая роль в рассмотрении дел об административных правонарушениях отводится судьям.

Судьи рассматривают наиболее значимые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях (например, о нарушениях избирательных прав граждан (ст. ст. 5.1 — 5.26 КоАП РФ), связанные с повышенной общественной опасностью, (нарушения условий предоставления лицензий на осуществление определенных видов деятельности (ч. ч. 3 и 4 ст. 8.40, ч. 3 ст. 9.

1 КоАП РФ), а также влекущие возможность применения наиболее суровых административных наказаний — административного ареста, лишения специального права, предоставляемого гражданину, конфискации предметов и орудий совершения административного правонарушения, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификации и т.д.

Рассмотрение административных дел судьей является существенной и надежной гарантией прав и законных интересов привлекаемых к административной ответственности лиц, а также потерпевших.

Исключительной компетенцией судей является рассмотрение дел о правонарушениях:

— посягающих на права граждан, например, участвовать в референдуме; о нарушении законодательства о труде и его охране; о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; о принуждении к участию или отказу от участия в забастовках и т.п.;

— посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, например сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией; незаконное врачевание, целительство; занятие проституцией; потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и т.п.;

— посягающих на собственность, например самовольная добыча янтаря; уничтожение или повреждение чужого имущества и т.п.;

— о правонарушениях в области коммерческой деятельности, например осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); незаконное использование товарного знака; нарушение правил продажи алкогольной продукции и т.п.;

— в области финансов и налогообложения, например нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение законодательства о банках и банковской деятельности; нарушение сроков представления налоговой декларации и т.п.;

— посягающих на институты государственной власти и порядок управления, например неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, должностного лица, органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); невыполнение законных требований прокурора; самоуправство;

— посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, например мелкое хулиганство; демонстрирование фашистской атрибутики или символики; нарушение требований режима чрезвычайного положения и др.

Ряд дел об административных правонарушениях отнесен к исключительному полномочию судьи в связи с их сложностью и особой значимостью (например, дела, связанные с использованием богатств континентального шельфа, о нарушении различных правил установки и эксплуатации технических средств связи).

Полномочия судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях характеризуются тем, что они вправе рассматривать все правонарушения и назначать все административные наказания, предусмотренные конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях или закона субъекта РФ, т.е.

действовать в полном объеме своей подведомственности. В то же время другие юрисдикционные органы при рассмотрении аналогичных дел обладают ограниченными полномочиями либо по составу рассматриваемых правонарушений, либо по видам применяемых административных наказаний.

Например, право назначать наказания за нарушения режима Государственной границы РФ предоставлено судье и органу пограничной службы; при этом право пограничной службы распространяется только на применение штрафа, а решение о конфискации или административном выдворении за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства, которые предусмотрены за данное правонарушение, может вынести только судья.

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.

35 (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), 5.

36 (нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей), 6.

10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ), 20.

22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.

18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии. Рассмотрение этой категории дел коллегиальным юрисдикционным органом связано с тем, что несовершеннолетние нуждаются в особой защите их прав со стороны государства и общества.

Помимо комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные дела в отношении подростков могут рассматриваться другими юрисдикционными органами, если это право установлено соответствующими законодательными актами. Так, на общих основаниях со взрослыми несовершеннолетние привлекаются к административной ответственности этими органами за мелкие хищения, мелкое хулиганство, неповиновение сотруднику полиции, военнослужащему и т.д.

Органы внутренних дел, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Кодексом об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ к ведению органов внутренних дел (полиции) отнесено рассмотрение дел о незаконном приобретении либо хранении наркотических средств или психотропных веществ, а также обороте их аналогов, нарушениях правил, связанных с обеспечением безопасности и функционирования транспортных средств и некоторых объектов, нарушениях Правил дорожного движения, нарушениях в сфере торговли, общественного порядка и ряд других дел.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов внутренних дел в пределах своей компетенции вправе, в частности, начальники или заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел; начальники территориальных отделов (отделений) полиции, их заместители; начальники (заместители) линейных органов внутренних дел на транспорте; начальники (заместители начальников) отделений (отделов, управлений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения, командиры подразделений дорожно-патрульной службы, их заместители, государственные инспектора дорожного надзора и другие работники, имеющие специальные звания; участковые уполномоченные полиции. Виды конкретных дел об административных правонарушениях, рассматриваемых должностными лицами органов внутренних дел (полиции), определены в ст. 23.3 КоАП РФ.

Органы государственного пожарного надзора. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г.

N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

———————————

СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649.

Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32 (нарушение правил пожарной безопасности в лесах), 11.16 (нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте), 20.

4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания вправе главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители; главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители; главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители; главные государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, их заместители; государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору; государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.

Источник: https://sci-lib.biz/pravo-rossii-administrativnoe/182-podvedomstvennost-del-administrativnyih-44517.html

информационный портал, освещающий основные вопросы на тему административного и гражданского права

Подсудность дел об административных правонарушениях

В статье нам предстоит разобраться, как взаимодействуют между собой понятия административные дела, административная ответственность, стадии рассмотрения административного дела, подведомственность и подсудность таких дел и уточнить некоторые моменты обжалование уже вынесенных решений.

  1. Какие органы рассматривают административные дела?
  2. Подсудность административных дел
  3. Этапы административного судопроизводства
  4. Итоги вышесказанного

Прежде всего, необходимо понимать, главная особенность и отличие от любого другого процессуального законодательства в том, что единого кодекса, который регулировал бы полностью все административные дела не существует.

Административный процесс на всех его стадиях регулируется десятками нормативно-правовых актов. Начиная от Конституции Российской Федерации заканчивая иными федеральными или законами субъекта.

В том числе, Правилами дорожного движения или Кодексом административного судопроизводства. Часть норм содержится в Гражданско-процессуальном кодексе, другая относится к Арбитражному процессу.

Еще больше существует актов ведомственных органов, которые содержат в себе нормы, регулирующие производство делам об административных правонарушениях.

Так как единого правила нет, будем разбираться последовательно.

Всё-таки, отталкиваться прежде всего стоит от Кодекса об административных правонарушениях. С него предлагаю и начать.

Какие органы рассматривают административные дела?

КоАП РФ в главе XXIII определяет список «компетентов» — органов которые могут рассматривать такого рода дела. Перечислять все органы займет у нас уйму времени, так как их целых 86.

И у каждого есть свои ведомственные акты, регулирующие все аспекты производства по административным делам. Поэтому давайте разобьем органы на категории и заключим в таблицу.

  

В жизни чаще всего мы сталкиваемся конечно не с банком или коллегией, а с судами, комиссиями по делам несовершеннолетних, надзорными органами.

Например, знакома ситуация, когда штраф накладывает пожарная инспекция, или «рыбнадзор», БТИ или иные органы. Административные протоколы накладываются самим органом, уровень административной ответственности определяется ими же, исходя из КоАП и ведомственных актов.

В суде чаще всего происходит административное расследование по оспариванию протоколов ГИБДД.

Подсудность административных дел

Почему же рассмотрение административных процессов встречаются в разных судах? Все дело в подведомственности и подсудности.
Подсудными мировому судье административные дела – это практически все дела, связанные с КоАП.

Чаще всего мировые судьи ведут дела о появлении в состоянии «под шафе» в общественном месте, мелком хулиганстве, нарушении правил дорожного движения, дела о мелких хищениях имущества. Практически все дела, в которых обвиняет нарушителя орган государственного управления.

Рассматривать, будет ли изучать мировой судья дело или нет, нужно в каждом конкретном случае.

К делам, подсудным районному суду относятся дела в которых требуется административное расследование, привлечен следственный комитет, нарушителями является госслужащий или речь идет о выдворении за пределы России. Так же такие дела в районном суде рассматриваются в первой инстанции.

Когда правонарушителям является лицо, призванное на военные сборы, либо гражданин совершает административное нарушение в период прохождения срочной, либо иного вида военной службы, подсудность административного дела переходит к гарнизонным военным судам.

 Самому главному верховному суду подсудны административные дела, касающиеся государственной тайны, оспаривании вступивших в силу законодательных и нормативно-правовых актов, а также все обжалования из предыдущих инстанций и жалобы на решения коллегии судей.

 

В делах подсудных арбитражному суду не важно, кто является нарушителем: физическое или юридическое лицо.

Если правонарушение касается ограничения конкуренции, то такое дело, хоть и несет в себе административные моменты, но рассматриваться будет в арбитражном суде на любом уровне, будь то первая инстанция или обжалование.

Этапы административного судопроизводства

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает четыре стадии процесса.

 
1. Возбуждение административного дела.Первое, что происходит — определяется повод о возбуждении. Им может стать сообщение лица о правонарушении, протокол, составленный лицом или органом об административном правонарушении, фиксация такого нарушения. 

2. Рассмотрение дела.

Данная стадия происходит в несколько шагов. Первым делом происходит подготовка к рассмотрению. Проверяется компетенция органа, составившего протокол, сам протокол и иные документы. Далее дело анализируется, и ему дается правовая оценка.

Затем принимается решение по делу и происходит ознакомление всех участников с данным решением. 

3. Обжалование. Пересмотр решения по делу. Процедура обжалования протоколов указана в ведомственных актов органов, законодательных и иных нормативных актах.

По общему правилу – в вышестоящую инстанцию.

 

4. Исполнение решения по делу. Виновник несет административную ответственность.

  В каждом конкретном административном деле судопроизводство проходит, отталкиваясь о тех нормативно-правовых актов, в которых содержаться правила надожение административных взысканий тех органов, которые составляют протокол в зависимости от тяжести нарушения, сферы, которой оно касается, а также места, где оно было совершено. 

Административная ответственность – это вид ответственности, предусмотренной за совершение не преступлений, но проступков. Она выражается в том, что нарушителю по решению уполномоченного органа назначается административное наказание.

То есть, возвращаясь к самому началу, административная ответственность, в форме административного наказания — это один из возможных результатов рассмотрения административного дела.

Впрочем, второй возможный результат – это прекращение дела. 

Административное наказание — это форма ответственности за совершение действий, которые были нацелены на причинение ущерба здоровью, экологической безопасности, порядку поведения, имуществу и другим материальным и моральным ценностям. Так же к ним будут относится бездействия.

 

Наказание бывает нескольких видов. Кодекс об административных правонарушениях предлагает 10 возможных вариантов:

 Из того, что «административку» регулирует масса органов становиться понятно, что не все виды наказаний и не во всегда избираются и определяются судьями. Как мы видим, компетенция назначать такого рода ответственность имеется у почти сотни органов.

 

При выборе вида административного наказания всегда действуют несколько принципов.

Учитывается тяжесть совершения проступка, раскаяние либо отягчающие обстоятельства, не относится ли лицо к категориям, к которым не применяется тот или иной вид ответственности.

Неисполнение административного наказания аналогично является административным правонарушением. Что влечет за собой новое административное дело и новое административное наказание.

Итоги вышесказанного
Административное судопроизводство — процесс очень сложный даже для грамотных юристов, не говоря уж о людях, не имеющих юридического образования. Это произошло потому, что административное право касается буквально всех сфер жизни.

Проступки и правонарушения зачастую встречаются в сфере охраны правопорядка, жизни и здоровья, в сфере недвижимости, образования, экономики и других сферах. 

И основная сложность заключается в индивидуализации каждого правонарушения.

Какой орган зафиксировал такое нарушение, какие нормативные акты регулируют административное судопроизводство по делу. Сроки, в которые будет рассматриваться или обжалования решений, место совершения проступка, место рассмотрения дела. Большую роль так же играет судебная практика.

В спорных вопросах есть большой смысл обращаться именно к ней.

И открою секрет: всегда смотреть решения, которые уже были обжалованы в вышестоящие органы. Например, вторая инстанция в Мосгорсуде. Практически любой вид административных правонарушений, любое административное дело проходит стадию обжалования.

Решение второй инстанции более конкретно дает описание самому проступку и объясняет почему именно такое наказание в данном случае было применено. Исследование судебной практики помогает в случаях, когда вопрос с назначением наказания непонятен, либо вы решаете обжаловать решение или нет.

 

В любом случае придерживайтесь схемы: получили постановление органа, посмотрите ведомственные акты, законы об административных правонарушениях и административном судопроизводстве, изучите возможные виды наказания и обязательно защищайте свои права на всех уровнях административного судопроизводства.

Источник: https://lawonline24.ru/publications/administrativnoe-pravonarushenie-i-administrativnaja-otvetstvennost/

ПроступкамНет
Добавить комментарий