Подведомственность дел об административных правонарушениях

Вопрос -122 Подведомственность дел об административных правонарушениях: понятие, значение, виды

Подведомственность дел об административных правонарушениях

Подведомственность означает нахождение в ведении или управлении кого-либо или чего-либо.

Подведомственность дел об административных правонарушениях определяется как установление и разграничение компетенции между различными гос. органами, наделенными соответствующими юрисдикционными полномочиями по возбуждению и разрешению дел об административных правонарушениях.

Понятие подведомственности имеет важное значение в 2 аспектах: материальном и процессуальном.

Материальный аспект заключается в том, что вопросы подведомственности составляют часть компетенции органа и, следовательно, определяют его права и обязанности, правовой статус в целом.

Процессуальная же сторона имеет решающее значение как для возникновения административно-юрисдикционного отношения, так и для всего процесса (производства) в целом.

КоАП определяет вопросы подведомственности в 22 и 23 главах третьего раздела.

Перечень органов и должностных лиц можно разделить на 4 группы:

1.Судебные органы, исполнительные органы гос. власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП.

Согласно ст.22.1 ч.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл.23 КоАП:

· Судьями (мировыми)

· Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав

· ФОИВ, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными гос. органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо НПА Президента РФ или Правительства.

2.Судебные органы, органы исполнительной власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов. Перечень органов дается в ст. 22.1 п. 2 КоАП:

· Мировые судьи

· Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

· Уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов

· Административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ.

3.Исполнительные органы гос. власти РФ и их должностные лица, уполномоченные возбуждать дело об а. прав. Согласно гл. 28 КоАП.

4. Органы (должностные лица) прокуратуры, уполномоченные возбуждать производство по делу и непосредственно участвовать в процессе разрешения дела по существу, заявлять ходатайства, приносить протесты.

В производстве по делам об а. прав. Законодательно регулируются следующие виды подведомственности:

· Постадийная.Согласно КоАП, каждая стадия производства имеет свой круг участников с определенным для каждой стадии статусом. Субъектами, ведущими производство, на разных стадиях могут быть разные субъекты, т. е.

лицо, компетентное возбуждать дело, не имеет полномочий рассматривать или выносить решение, поэтому передает данное дело др. органу, обладающему соотв. компетенцией.

Отступление от правил постадийной подведомственности влечет незаконность дальнейших действий и определение вынесенного решения по делу как ничтожно.

· Родовая.Это разграничение полномочий между разными видами гос. власти. Наиболее значимым является вопрос о разграничении суд. и адм. подведомственности, которые закреплены в ст. 22.1.

Судебная определяется законодателем как подсудность. Судьи судов общей юрисдикции, арб. судов и мировые рассматривают подсудные им дела об а. правонар.

Административной подведомственностью наделяются уполномоченные органы исполнительной власти.

· Видовая.Это законодательное закрепление видов органов и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать конкретные дела.

При определении судебной видовой подв-ти требуется четкое выяснение того, какой суд – районный, арбитражный, гарнизонный или мировой – правомочен рассмотреть дело. Видовая подв.

Бывает единоначальная (судья, должностное лицо) и коллегиальная (адм. комиссия).

· Должностная.Заключается в четком определении круга вопросов, которые правомочно решать каждое конкретное должностное лицо уполномоченного органа в процессе производства по делу. Так ст. 23.3 определяет, какие дела правомочны рассматривать: начальник ГИБДД; сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания; государственные инспекторы безопасности дорожного движения.

· Территориальная.Устанавливает правила рассмотрения дел на основе принципа территориальной юрисдикции уполномоченных органов. Общее правило: дело рассматривается по месту совершения правонарушения.

· Альтернативная.Когда при наличии соответствующих условий допускается разрешение дела одним из нескольких юрисдикционных органов (рассмотрение дела или по месту учета транспортного средства или по месту совершения правонарушения.

Это аспект альтернативной территориальной подв-ти связан с усмотрением заинтересованного лица. Другой стороной альт. подв-ти является усмотрение органа или должностного лица. Так в ч.2 ст. 23.

1 названо более 60 составов, производство по которым может быть передано органом или д. лицом в суд.

Источник: https://studopedia.su/16_101354_vopros---podvedomstvennost-del-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-ponyatie-znachenie-vidi.html

Порядок определения подведомственности дел об административных правонарушениях

Подведомственность дел об административных правонарушениях

Административна права

Ф.П. Васильев

Порядок определения подведомственности дел об административных правонарушениях

Вопрос об определении подведомственности, как правило, возникает на стадиях возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения.

На стадии возбуждения дела проверяется поступившая официальная информация о готовящемся или совершенном административном правонарушении, принимается решение о начале административного расследования или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, либо о передаче материалов по подведомственности или подсудности (в тех случаях, когда дело подлежит рассмотрению только соответствующим судом).

Деятельность по принятию и разрешению таких заявлений, сообщений, материалов является весьма объемной и может быть признана самостоятельной стадией административной юрисдикции.

Границы стадии возбуждения дела принято определять, с одной стороны, с момента поступления заявления или сообщения о правонарушении, а также непосредственного выявления государственным органом и их уполномоченными лицами признаков административного правонарушения, а с другой — с момента вынесения компетентным уполномоченным лицом постановления (определения) о возбуждении, составлении протокола об административном правонарушении (в дальнейшем — протокол об АП) или отказе в возбуждении дела. Направление материалов по подведомственности или подсудности нельзя считать завершением этой стадии, ибо оно подводит итог лишь деятельности того правоприменительного орга-

на, который направляет материалы.

Возбуждению дела об административном правонарушении обычно предшествует проверка заявления (сообщения) о совершенном правонарушении.

Она нужна, во-первых, для сбора фактических данных, указывающих на наличие в совершенном деянии признаков конкретного состава административного правонарушения и определения подведомственности дела. Во-вторых, для выяснения обстоятельств, препятствующих возбуждению дела.

В-третьих, для решения вопроса о передаче заявления и других материалов по подведомственности без проведения административного расследования или составления протокола об административном правонарушении.

При этом, немаловажное значение имеет правильное или своевременное решение вопроса о том, какой орган, уполномоченное лицо обладает правом возбуждения дела или проведения административного расследования, и кто именно должен проверить поступившее заявление или сообщение об административном правонарушении.

Действующий КоАП РФ, а также законы субъектов РФ и ведомственные нормативные акты предусматривают организационные меры, направленные на неукоснительное соблюдение требований закона в данном направлении.

Вместе с тем они призваны обеспечить полноту выявления и пресечения, учета и проверки поступивших сведений об административных правонарушениях.

В этой связи, большое практическое значение имеют ведомственные приказы, инструкции о порядке приема, регистрации, уче-

та и разрешения в органах и учреждениях заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях.

Вся процедура, начиная с момента принятия заявления или сообщения о правонарушении, или непосредственного обнаружения административного правонарушения до вынесения по ним решения, в том числе и о направлении материалов по подведомственности, определена действующим КоАП РФ (гл. 23 и 28). Складывается различная практика процессуальной формы, в которую облекается решение о направлении материалов по подведомственности, в связи с чем, в юридической литературе высказываются различные мнения по данному вопросу1.

Проведенные исследования показали, что из 311 опрошенных нами различных категорий уполномоченных должностных лиц 57% передают материалы по подведомственности, оформляя их определением, 28% — сопроводительным письмом или рапортом в произвольной форме, 15% — в иной форме.

При этом, в органах внутренних дел (по ГРОВД МВД Чувашской республики) сопроводительные документы в основном (свыше 70%) подписываются руководителями территориальных органов внутренних дел, а не уполномоченными должностными лицами, возбудившими дело об административном правонарушении.

На наш взгляд, все материалы, направляемые по подведомственности или подсудности, должны быть оформлены мотивированным определением.

Необходимость в таком процессуальном оформлении любых материалов, направляемых по подведомственности, вытекает из самого указания закона, в частности, из ст. 29.4 КоАП РФ, где в п.

5 дается разъяснение, в каких случаях выносится «определение». Или же законодатель в ст. 29.9 КоАП РФ даёт разъяснение и перечень видов постановлений и определе-

Источник: http://naukarus.com/poryadok-opredeleniya-podvedomstvennosti-del-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah

§ 7. Подведомственность дел об административных правонарушениях

Подведомственность дел об административных правонарушениях

Для решения задач производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.

245 КУоАП, важное значение имеет четкое определение того, какой субъект власти какими делами ведает, кто какие дела оформляет, рассматривает или исполняет.

Правильное решение вопросов подведомственности — необходимое условие квалифицированного, оперативного разрешения дел об административных правонарушениях.

Иногда подведомственность дел об административных правонарушениях определяют как закрепленную законодательством компетенцию по рассмотрению дел об административных правонарушениях между органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать такие дела118.

К такому узкому понимаю подведомственности дел об административных правонарушениях подталкивает и Кодекс Украины об административных правонарушениях, который в главе 17 — «Подведомственность дел об административных правонарушениях» дает перечень органов административной юрисдикции, имеющих право рассматривать определенные категории дел об административных правонарушениях.

Однако в производстве по делам об административных правонарушениях очень часто одни органы (должностные лица) вправе расследовать дела, другие — рассматривать их и принимать постановления по делу, третьи — рассматривать жалобы на постановления, четвертые — исполнять постановления о наложении административных взысканий. Поэтому для производства по делам об административных правонарушениях актуален вопрос о постадийной подведомственности. Например, если речь идет о подведомственности на стадии административного расследования, то, та-

не Тихомиров СВ. Административное право Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Изд. «Юрлитинформ», 2003. — С. 307.

157

>>>158>>>

кая подведомственность установлена, в первую очередь, ст. 255 КУоАП, где дается перечень должностных лиц, имеющих право составлять протокол об административном правонарушении по определенным категориям дел.

Так уполномоченные на то должностные лица органов связи вправе составлять такой протокол по административным правонарушениям, предусмотренным статьями 144-1484, 1887 КУоАП. Д.Н. Бахрах говорит даже о выделении под-ведомственности при совершении отдельных действии113.

Так, например, круг должностных лиц, имеющих право осуществлять в определенных случаях доставление нарушителя, устанавливается ст. 259 КУоАП.

Следует согласиться с мнением М.Я. Масленникова120, что подведомственность об административных правонарушениях — это обособленность компетенции органа административной юрисдикции, уполномоченного государством совершать отнесенные к ведению этого органа административно-процессуальные действия юрисдикционного характера.

При определении подведомственности дел об административных проступках необходимо учитывать также разные уровни подведомственности и порядок последовательного их выявления. В зависимости от этого можно выделить такие виды подведомственности дел об административных правонарушениях: 1) видовая подведомственность; 2) территориальная подведомственность; 3) должностная подведомственность.

Примером видовой подведомственности служат статьи главы 17 КУоАП.

Именно в этой главе за определенным государственным органом или органом местного самоуправления закрепляется круг административных проступков, которые он вправе рассматривать и принимать по ним соответствующие решения. Например, органы охотничьего хозяйства рассматривают правонарушения, предусмотренные статьями 50, 912 и 1885 КУоАП.

Определившись с видовой подведомственностью, необходимо определить территориальную подведомственность, которая устанавливается ст. 276 КУоАП. Т.е. необходи-

119 Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник. — М.: Изд. «БЕК», 1996. — С. 317.

120 Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. — Воронеж, 1990.

158

>>>159>>>

мо определить, какой же именно орган административной юрисдикции будет рассматривать дело в зависимости от места совершения правонарушения, места жительства правонарушителя или места учета транспортного средства.

Должностная подведомственность направлена на определение правомочного должностного лица в рамках органа административной юрисдикции по осуществлению тех или иных действий121. Например, ч. 2 ст.

242 КУоАП уточняет, что от имени органов охотничьего хозяйства рассматривать дела об административных правонарушениях имеют право: 1) руководитель специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и его заместители; 2)начальник управления охотничьего хозяйства; 3) руководитель специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и его заместители, руководители, главные лесничие государственных органов лесного хозяйства Автономной Республики Крым и областей; 4) руководители и главные лесничие гослесхозов, других государственных лесохозяйственных предприятий и организаций, а также государственных лесоохотничьих и государственных охотничьих хозяйств.

121 Определить такую должностную подведомственность иногда бывает очень трудно. Например, возникают сложности при определении должностных лиц, правомочных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 255 КУоАП. В ряде случаев, положений ст.

255 КУоАП бывает не достаточно, чтобы определить соответствующее должностное лицо органа административной юрисдикции, наделенного правом составлять протокол.

Для уточнения такого должностного лица необходимо обращаться к соответствующим ведомственным нормативным актам, что сказывается в целом на качестве производства по делам об административных правонарушениях.

159

>>>160>>>

Источник: https://lib.sale/uchebnik-administrativnoe-pravo/podvedomstvennost-del-administrativnyih-38597.html

Административная деятельность полиции

Подведомственность дел об административных правонарушениях

В соответствии со ст. 23.3. КоАП РФ органам внутренних дел (полиции) подведомственны дела о нарушениях в сфере.

Подведомственность административных правонарушений, рассматриваемых должностными лицами ОВД, определяется, прежде всего, кругом их служебных функций, осуществляемых в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Рассмотрим подведомственность дел об административных правонарушениях на примере подразделения ГИБДД, которая является составной частью общей подведомственности дел ОВД (полиции), закрепленной в ст. 23.3 КоАП РФ.

ГИБДД осуществляет административно-юрисдикционную деятельность главным образом по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, предусмотренных ст. 12.1 — 12.34 гл. 12 КоАП РФ. Рассмотрение дел, предусмотренных ст. 12.35—12.36, находится в исключительной компетенции судей.

Вместе с тем к подведомственности ГИБДД отнесены дела об административных правонарушениях:

  1. пользования (ст. 8.22 и 8.23);
  2. на транспорте (ст. 11.23);
  3. против порядка управления (ст. 19.22).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях от имени ОВД осуществляют следующие категории сотрудников ГИ БДД:

  1. начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель;
  2. сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание;
  3. государственные инспектора безопасности дорожного движения;
  4. государственные инспектора дорожного надзора.

Из числа сотрудников ГИБДД, наделенных административно-юрисдикционными полномочиями, наибольшей компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях обладают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель. Эти субъекты административной юрисдикции вправе рассматривать дела обо всех административных правонарушениях, подведомственных ГИБДД.

В их компетенции также находится рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность:

  1. за выпуск должностными лицами в эксплуатацию автомобиля или другого механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимых ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации (ст. 8.22);
  2. эксплуатацию гражданами транспортных средств с указанными в ст. 8.22 неисправностями (ст. 8.23);
  3. нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим международную автомобильную перевозку, режима труда и отдыха (ст. 11.23);
  4. нарушение правил государственной регистрации транспортных средств, в случае если такая регистрация обязательна (ст. 19.22).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отличие от КоАП РСФСР в КоАП РФ широкими административно-юрисдикционными полномочиями наделены все сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание.

В полном объеме они наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, в части изменения наказания в виде административного штрафа.

Административно-юрисдикционными полномочиями наделены также государственные инспектора безопасности дорожного движения, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных пятью статьями КоАП РФ, устанавливающими административную ответственность за нарушения:

в области охраны окружающей природной среды и природопользования:

  1. выпуск должностными лицами в эксплуатацию автомобиля или другого механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимых ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации (ст. 8.22);
  2. эксплуатация гражданами транспортных средств с указанными в ст. 8.22 неисправностями (ст. 8.23);

в области дорожного движения:

  1. выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация (ст. 12.31);
  2. допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством (ст. 12.32);

против порядка управления: нарушение правил государственной регистрации транспортных средств в случае, если такая регистрация обязательна, в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (ст. 19.22).

Специфика задач, возложенных на государственных инспекторов дорожного надзора, определила и круг подведомственных им дел об административных правонарушениях, которые предусмотрены:

  1. за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст. 12.33);
  2. нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст. 12.34).

Наряду с сотрудниками ГИБДД дела об административных правонарушениях в области дорожного движения вправе рассматривать старшие участковые уполномоченные, участковые уполномоченные. Это дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1, ч. 1 и 2 ст. 12.2, ст. 12.

3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. 12.22, 12.23, 12.28, ч. 1 и 2 ст. 12.29, ч. 1 ст. 12.30.

Названные статьи и их части ранее были приведены в перечне статей, рассмотрение дел по которым отнесено к компетенции сотрудников ГИБДД, имеющих специальное звание.

Иными словами, старшие участковые уполномоченные, участковые уполномоченные обладают частью компетенции, закрепленной за сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание, исключительно на закрепленном за ними административном участке.

Источник: https://isfic.info/poladm/demud38.htm

18.2. Подведомственность дел об административных правонарушениях

Подведомственность дел об административных правонарушениях

Подведомственность, устанавливаемая Кодексом об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ, представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и назначать физическим и юридическим лицам административные наказания.

Какова же подведомственность дел об административных правонарушениях основных органов административной юрисдикции?

Действующим законодательством рассмотрение дел об административных правонарушениях и назначение административных наказаний в границах установленной подведомственности возложены исключительно на судей, причем единолично. Разумеется, любое дело в рамках этой подведомственности может быть рассмотрено судом в полном составе, но ведущая роль в рассмотрении дел об административных правонарушениях отводится судьям.

Судьи рассматривают наиболее значимые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях (например, о нарушениях избирательных прав граждан (ст. ст. 5.1 — 5.26 КоАП РФ), связанные с повышенной общественной опасностью, (нарушения условий предоставления лицензий на осуществление определенных видов деятельности (ч. ч. 3 и 4 ст. 8.40, ч. 3 ст. 9.

1 КоАП РФ), а также влекущие возможность применения наиболее суровых административных наказаний — административного ареста, лишения специального права, предоставляемого гражданину, конфискации предметов и орудий совершения административного правонарушения, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификации и т.д.

Рассмотрение административных дел судьей является существенной и надежной гарантией прав и законных интересов привлекаемых к административной ответственности лиц, а также потерпевших.

Исключительной компетенцией судей является рассмотрение дел о правонарушениях:

— посягающих на права граждан, например, участвовать в референдуме; о нарушении законодательства о труде и его охране; о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; о принуждении к участию или отказу от участия в забастовках и т.п.;

— посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, например сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией; незаконное врачевание, целительство; занятие проституцией; потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и т.п.;

— посягающих на собственность, например самовольная добыча янтаря; уничтожение или повреждение чужого имущества и т.п.;

— о правонарушениях в области коммерческой деятельности, например осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); незаконное использование товарного знака; нарушение правил продажи алкогольной продукции и т.п.;

— в области финансов и налогообложения, например нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение законодательства о банках и банковской деятельности; нарушение сроков представления налоговой декларации и т.п.;

— посягающих на институты государственной власти и порядок управления, например неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, должностного лица, органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); невыполнение законных требований прокурора; самоуправство;

— посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, например мелкое хулиганство; демонстрирование фашистской атрибутики или символики; нарушение требований режима чрезвычайного положения и др.

Ряд дел об административных правонарушениях отнесен к исключительному полномочию судьи в связи с их сложностью и особой значимостью (например, дела, связанные с использованием богатств континентального шельфа, о нарушении различных правил установки и эксплуатации технических средств связи).

Полномочия судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях характеризуются тем, что они вправе рассматривать все правонарушения и назначать все административные наказания, предусмотренные конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях или закона субъекта РФ, т.е.

действовать в полном объеме своей подведомственности. В то же время другие юрисдикционные органы при рассмотрении аналогичных дел обладают ограниченными полномочиями либо по составу рассматриваемых правонарушений, либо по видам применяемых административных наказаний.

Например, право назначать наказания за нарушения режима Государственной границы РФ предоставлено судье и органу пограничной службы; при этом право пограничной службы распространяется только на применение штрафа, а решение о конфискации или административном выдворении за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства, которые предусмотрены за данное правонарушение, может вынести только судья.

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.

35 (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), 5.

36 (нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей), 6.

10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ), 20.

22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.

18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии. Рассмотрение этой категории дел коллегиальным юрисдикционным органом связано с тем, что несовершеннолетние нуждаются в особой защите их прав со стороны государства и общества.

Помимо комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные дела в отношении подростков могут рассматриваться другими юрисдикционными органами, если это право установлено соответствующими законодательными актами. Так, на общих основаниях со взрослыми несовершеннолетние привлекаются к административной ответственности этими органами за мелкие хищения, мелкое хулиганство, неповиновение сотруднику полиции, военнослужащему и т.д.

Органы внутренних дел, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Кодексом об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ к ведению органов внутренних дел (полиции) отнесено рассмотрение дел о незаконном приобретении либо хранении наркотических средств или психотропных веществ, а также обороте их аналогов, нарушениях правил, связанных с обеспечением безопасности и функционирования транспортных средств и некоторых объектов, нарушениях Правил дорожного движения, нарушениях в сфере торговли, общественного порядка и ряд других дел.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов внутренних дел в пределах своей компетенции вправе, в частности, начальники или заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел; начальники территориальных отделов (отделений) полиции, их заместители; начальники (заместители) линейных органов внутренних дел на транспорте; начальники (заместители начальников) отделений (отделов, управлений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения, командиры подразделений дорожно-патрульной службы, их заместители, государственные инспектора дорожного надзора и другие работники, имеющие специальные звания; участковые уполномоченные полиции. Виды конкретных дел об административных правонарушениях, рассматриваемых должностными лицами органов внутренних дел (полиции), определены в ст. 23.3 КоАП РФ.

Органы государственного пожарного надзора. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г.

N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

———————————

СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649.

Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32 (нарушение правил пожарной безопасности в лесах), 11.16 (нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте), 20.

4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания вправе главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители; главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители; главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители; главные государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, их заместители; государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору; государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.

Источник: https://sci-lib.biz/pravo-rossii-administrativnoe/182-podvedomstvennost-del-administrativnyih-44517.html

2. Подведомственность дел об административных правонарушениях

Подведомственность дел об административных правонарушениях
Подведомственность дел об административных правонарушениях представляет собой закрепление в КоАП (глава 23), других законодательных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации компетенции по рассмотрению дел об административных правонарушениях между органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать такие дела.

При этом необходимо отметить, что в КоАП органы и должностные лица по характеру своих полномочий, касающихся административных правонарушений, подразделяются на две группы. Органы и должностные лица, входящие в первую группу, полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Органы и должностные лица, отнесенные ко второй группе, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, т.е. они фактически полномочны возбуждать производство по делам об административных правонарушениях.

Значительное количество административных правонарушений рассматривается судьями судов общей юрисдикции. Судьями рассматриваются самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях, влекущие возможность применения, в частности, таких серьезных административных наказаний, как административного выдворения, административного ареста, дисквалификации и др.

Так, судьями рассматривается большинство административных правонарушений, посягающих на права граждан (глава 5 КоАП). Это, например, нарушение установленного законом порядка подсчета (ст. 5.24); принуждение к участию или отказу от участия в забастовке (ст. 5.40) и ряд других.

В сфере посягательств на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6) судьям подведомственны такие правонарушения, как: потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9); занятие проституцией (ст. 6.11) и др.

Судьями также рассматриваются административные правонарушения, содержащиеся и в других главах КоАП: административные правонарушения, посягающие на охрану собственности (глава 7), административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (глава 9), правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10), административные правонарушения на транспорте (глава 11), административные правонарушения в области связи и информации (глава 13), административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 14), а также в ряде других областей.

Анализируя данные составы административных правонарушений, следует обратить внимание на то, что КоАП относит к подсудности судей дела о правонарушениях, влекущих за собой, как правило, такие административные наказания, которые правомочен назначать только судья (например, конфискацию орудия или предмета правонарушения или административный арест).

Говоря о компетенции судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях, необходимо отметить, что судьями районных судов рассматриваются дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, и др. На практике в подавляющем числе случаев дела рассматриваются мировыми судьями.

Дела об административных правонарушениях по ряду составов, предусмотренных КоАП, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.

В случае совершения административных правонарушений военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, дела рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Кроме того, в соответствии с КоАП к полномочиям судей общей юрисдикции относится также рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые могут рассматриваться ими в случаях передачи органом или должностным лицом, к которым поступило данное дело. Составы данных правонарушений определены в ч. 2 ст. 23.1 КоАП.

В этих случаях одни и те же составы административных правонарушений относятся и к подсудности судей, и к подведомственности соответствующих органов или должностных лиц. Передача такого дела на рассмотрение судье объясняется различным объемом административных санкций (т.е.

наказаний), применяемых к правонарушителям (у судей он значительно шире).

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают:

— дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними ;

дела о неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.

35); о нарушении порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.

36), а также других административных правонарушениях, посягающих на права несовершеннолетних.

Источник: https://knigi.news/admin-pravo/podvedomstvennost-del-administrativnyih-30182.html

ПроступкамНет
Добавить комментарий