Представление прокурора

Порядок и сроки рассмотрения надзорного представления прокурора

Представление прокурора

(Бызова М.) («Законность», 2009, N 9)

ПОРЯДОК И СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ НАДЗОРНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРА

М. БЫЗОВА

Бызова М., помощник Чайковского городского прокурора Пермского края.

Представление об устранении нарушений закона, именуемое также надзорным , — сегодня один из ключевых инструментов восстановления законности, нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

——————————— Ергашев Е. Р. Представление как надзорный акт прокурорского реагирования: Учебное пособие. Екатеринбург, 2008. С. 5.

Термин «надзорное представление» не следует отождествлять с надзорным представлением, вносимым прокурором на вступившее в законную силу судебное решение.

Полномочие прокурора по внесению этого акта закреплено главным образом в ст. 24 Закона о прокуратуре (далее — Закон). Однако недостатки юридической техники законодателя, выражающиеся в неточности формулировок, неоднозначном построении правовых норм, обусловливают возникновение определенных проблем при его реализации, что в конечном итоге сказывается на эффективности прокурорского реагирования.

Законодатель не конкретизирует основания внесения надзорного представления. До настоящего времени не нашла законодательного разрешения дискуссия о том, что необходимо понимать под термином «закон», надзор за исполнением которого осуществляет прокуратура (п. 1 ст. 1 Закона).

Поэтому вопрос о понятии «нарушение закона», призванном определить границы прокурорского надзора и прокурорского реагирования, остается нерешенным, что создает трудности в правоприменении. Не менее важен и практически значим вопрос о порядке и сроках рассмотрения представления.

Установлено, что надзорное представление подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Следовательно, законодатель устанавливает два срока: срок рассмотрения представления и срок реализации мер по устранению нарушений закона.

Но понятие безотлагательности в законе не конкретизируется, не приводится и соответствующий временной интервал. «Безотлагательный» означает «спешный, не терпящий отлагательства, промедления» . Исходя из буквального толкования термина, надзорное представление должно быть рассмотрено его адресатом немедленно после получения.

В специальной литературе указывается, что это требование закона целесообразно учитывать как необходимость определения руководителем персонального состава исполнителей по внесенному представлению в течение трех дней с момента регистрации акта прокурорского реагирования в соответствующем органе .

Но в указанный срок подбирается состав исполнителей представления, а точнее, лиц, которые будут рассматривать представление по существу, проведут дополнительную проверку, если это необходимо, и представят руководству свое заключение о законности и обоснованности внесенного представления.

Следовательно, понятие безотлагательности трактуется авторами не как срок рассмотрения представления по существу с принятием окончательного решения, а как срок, предоставленный для организации деятельности по его рассмотрению. ——————————— Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2003. С. 41. Основания наступления административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора: Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов. Часть 1. Пермь, 2005. С. 23.

В большинстве случаев срок рассмотрения представления отождествляется со сроком его исполнения, т. е. сроком принятия необходимых мер. Поэтому зачастую решение об удовлетворении или отклонении представления принимается в течение месяца с момента внесения представления, и нередко — за его пределами.

Следует признать, что правовая норма о безотлагательности рассмотрения представления не действует: не выработаны механизмы ее реализации и контроля за исполнением. Во-первых, незакрепление легального определения понятия «безотлагательность» порождает произвольное его толкование. Во-вторых, не предусмотрена обязанность адресата немедленно сообщать прокурору о принятом решении.

Вместе с тем фиксация этой обязанности в законе позволила бы прокурору контролировать фактический срок рассмотрения его представления и исполнение этой нормы закона, а при его отклонении представляла бы возможность оперативного принятия иных мер прокурорского реагирования, что особенно важно, когда требуется немедленное устранение нарушений закона.

Ранее этой цели отвечало предписание прокурора. Но на сегодняшний день вопрос о правовых средствах реагирования, направленных на немедленное устранение нарушений закона, остается открытым. Поэтому представляется целесообразным восстановить право прокурора на внесение предписаний об устранении нарушений закона.

Думается, что потребности в правовой норме о безотлагательном рассмотрении представления с точки зрения фактического ее исполнения нет, поскольку такое рассмотрение не всегда объективно возможно.

С другой стороны, подобное требование прокурора, отраженное в представлении, имеет сигнализационное значение, поскольку акцентирует внимание поднадзорного субъекта на важности поставленных вопросов и необходимости оперативного его рассмотрения. Второй срок, т. е. срок принятия мер по устранению нарушений закона, исчисляется с момента внесения представления.

При этом не ясно, что должно пониматься под внесением представления: дата его исходящей регистрации в прокуратуре или дата входящей регистрации у адресата? Нередко срок исчисляется с даты исходящей регистрации представления в прокуратуре.

В некоторых случаях для прокуроров более предпочтительно самостоятельное обозначение даты, до истечения которой должны быть приняты меры по устранению нарушений закона и направлен письменный ответ.

Полагаем, что разрешить эту ситуацию поможет законодательное закрепление правила о том, что срок по устранению нарушений закона традиционно включает в себя 30 суток и исчисляется со дня поступления представления адресату. Это позволит более точно отразить идею законодателя (а она видится именно в этом) и пресечь уменьшение этих сроков прокурорами.

Для реализации указанного положения и усиления контроля за рассмотрением актов реагирования прокуроры должны будут предельно сокращать интервал между датой подготовки представления, его регистрации в качестве исходящей корреспонденции и датой входящей регистрации у адресата. Еще одна проблема, возникающая на практике, вызвана тем, что редакция абз. 2 п. 1 ст.

24 Закона недостаточно конкретна. В нем говорится, что в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты меры, а об их результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Во-первых, из приведенной нормы прямо не следует, что это сообщение должно направляться прокурору в течение месяца с момента внесения представления.

Предложение, из которого состоит абзац, сложносочиненное. Простое предложение, в которое облечена норма о сообщении прокурору результатов принятых мер, — самостоятельная часть сложносочиненного предложения и не подчинено первой части, закрепляющей срок принятия мер по устранению нарушений закона.

Следовательно, только с помощью метода логического, но не грамматического толкования можно соотнести срок сообщения ответа прокурору с месяцем, в течение которого должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, и сделать вывод, что такой ответ должен направляться в течение месяца с момента внесения представления. Во-вторых, ст.

24 Закона не предусматривает обязанности поднадзорного субъекта направлять прокурору ответ о результатах рассмотрения представления. Законодатель употребляет здесь словосочетание «результаты принятых мер», под которым следует понимать итог действий, предпринимаемых во исполнение требований прокурора. Если представление отклонено, т. е.

меры по восстановлению законности не принимались, об их результатах и говорить не приходится. Поскольку результатов принятых мер нет в связи с их непринятием, то, исходя из логики законодателя, поднадзорному субъекту не о чем сообщать прокурору. Поэтому он вправе вообще не направлять ему какого-либо ответа.

Подобное законодательное закрепление процедуры рассмотрения представления фактически дискредитирует полномочие прокурора требовать ее соблюдения, а в случае нарушения возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, выразившемся в несообщении прокурору о результатах принятых мер, суд может буквально истолковать эту норму.

Если надзорное представление прокурора было отклонено, а сообщение об этом не направлялось, суд вправе вынести постановление о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку сообщение о результатах принятых мер и сообщение о результатах рассмотрения представления — два разных понятия.

Прекращение производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП, возможно и в том случае, если ответ прокурору был направлен за пределами месячного срока, поскольку законодатель не определил порядок его исчисления, не возложил на поднадзорный субъект обязанность направления ответа именно в указанный срок. Некоторые из обозначенных правовых пробелов прокуроры восполняют самостоятельно, включая соответствующие требования в резолютивную часть представления. Это объясняется стремлением повысить результативность их деятельности. Но подобные требования не подкреплены мерами государственного принуждения, что негативно сказывается как на эффективности прокурорского реагирования, так и на активности самих прокуроров, объективно оценивающих несостоятельность существующего властного полномочия. Возможно, по этой причине ни в статистических отчетах органов прокуратуры, ни в порядке единовременного предоставления информации нет данных, отражающих количественный показатель деятельности прокуратуры по привлечению поднадзорных субъектов к административной ответственности за нарушение процедуры рассмотрения актов реагирования. Указанное позволяет прийти к выводу, что наряду с расширением полномочий прокуратуры одно из основных направлений повышения эффективности ее деятельности — более детальная регламентация уже имеющихся полномочий, в частности по внесению надзорного представления.

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/j1577.html

Обжалование представления прокурора

Представление прокурора

По закону прокурор не имеет права нарушать свои полномочия. Он должен следить за законностью судебного процесса. Но бывает всякое, иногда прокурор выносит представление на одну из сторон дела, преследуя при этом свои личные интересы.

В статье расскажем, можно ли обжаловать представление прокурора и как это сделать.

Что такое представление прокурора?

Прокурор присутствует на каждом судебном процессе в качестве государственного обвинителя.

Что он делает:

  1. Внимательно слушает судью и обвиняемых.
  2. Следит за тем, чтобы права сторон и законодательные нормы не были нарушены.
  3. Если прокурор заметил, что во время процесса нарушили закон — он реагирует на это и выносит представление.

Как сказано в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление — это акт реагирования прокурора на несоблюдение закона. Причём не только со стороны обвиняемого, но и со стороны судьи. Бывает, что представление обвинителя смягчает или вовсе отменяет наказание.

Требования к акту об устранении нарушений закона

В представлении обязательно должны быть вводная, описательная и резолютивная часть. На принятие конкретных мер по ходатайству обвинителя дают месяц со дня вынесения документа.

За это время должны устранить допущенные нарушения закона, выяснить их причины и условия возникновения. О результатах прокурора извещают в письменной форме.

Кассационное и апелляционное представление прокуратуры

В кассационном представлении нужно подробно описать нарушения уголовно-процессуальных норм, если их допустили на начальных этапах рассмотрения дела.

Обязательно указать конкретные статьи, которые применили неверно из-за чего нарушили права одной из сторон дела. В кассационном представлении должен быть также правильный вариант применения кодекса.

Кассационное представление подают на решение любого суда, кроме мирового.

Кассацию нужно успеть подать в течение десяти дней с момента вынесения приговора. Если обвинитель не успел, можно ходатайствовать о восстановление периода, который пропустили.

Апелляция — это обжалование судебного решения, которое ещё не вступило в законную силу.

Если в суде не представили доказательства, которые относятся к делу, если не вызвали заявленных свидетелей или отклонили значимые ходатайства — прокурор может подать обжалование.

Суть дела при этом не имеет значения, замечания прокурора направлены на нарушение уголовно-процессуальных норм закона.

Доказательства или свидетелей могут принять только если они были заявлены ранее в суде первой инстанции, но не были приняты.

Обвинитель вправе подать апелляцию на приговоры любых судов, в том числе Судебной коллегии по уголовным делам и Верховного суда России.

Если прокурор после вынес представление, а потом решил от него отказаться, он имеет на это право — документ можно отозвать.

Можно ли обжаловать акт?

Представление прокурора по делам, которые касаются физлиц или юрлиц можно обжаловать несколькими способами.

Ранее осуждённый человек имеет полное право пожаловаться на прокурора, даже если последний в своём представлении ходатайствует об ужесточении меры наказания или повышении штрафа.

Кассационный и апелляционный суды будут обязаны её принять. Кроме того, обжалованием может заняться вышестоящий прокурор.

Как обжаловать?

Нужно подать в один из судов заявление, в котором необходимо описать, почему заявитель считает, что представление прокурора нарушает его личные права. Документ можно подать и через официальный сайт суда, если у заявителя если электронная подпись.

Согласно «Кодексу административного судопроизводства» РФ от 08.03.2015 №21-ФЗ в исковом заявлении нужно указать данные о суде и заявителе, данные прокурора, наименование, номер и дату принятия решения, которое хотят оспорить.

Также нужно подробно указать причины, по которым заявитель решил, что действие нужно оспорить, какие гражданские права нарушил прокурор и нормативные акты, по которым можно проверить законность или незаконность представления прокурора.

Если к заявлению будут приложены дополнительные документы или если жалобу уже подавали в другие инстанции, это тоже надо зафиксировать в тексте.

Как оспорить вышестоящему прокурору?

Важно учитывать, представление какого по рангу прокурора подлежит обжалованию. Это поможет выяснить куда подавать обжалование.

То есть над сотрудником районный прокураторы, вышестоящий орган — прокуратура субъекта. Последняя, в свою очередь подчиняется Генпрокуратуре. Если нужно обжаловать полномочия генерального прокурора, документ нужно направлять президенту.

По структуре эта жалоба ничем не отличается от жалобы в суд. В документе обязательно нужно указать: суть жалобы, положения, которые были нарушены, данные заявителя, наименование органа-адресата жалобы, список прилагаемых документов и дату.

В какой срок необходимо оспорить?

Обжалование ходатайства обвинителя нужно успеть направить в суд в течение трёх месяцев, с момента, когда стало известно, что прокурор нарушил права и свободы.

Нужно запомнить:

  • Представление прокурора — это реакция в виде жалобы на нарушение прав одной из сторон судебного процесса.
  • Представления бывают двух видов: кассация (её можно подавать во все суды кроме мировых) и апелляция (разрешено подавать во все суды).
  • На жалобу прокурора тоже можно пожаловаться. Важно грамотно и подробно написать заявление в суд или вышестоящую прокуратуру.

Источник: https://vzapase.expert/sluzhba/obzhalovanie-predstavleniya-prokurora

Представление прокурора

Представление прокурора

Новые подходы, реформирующие уголовно-процессуальное законодательство, привели к несоответствию сложившегося в науке традиционного понятия представления как акта прокурорского реагирования представлению, регламентированному в УПК РФ. Возникла необходимость его научного осмысления и приведения в соответствие с действующим уголовно-процессуальным законодательством.

Последние изменения в законодательстве РФ обусловили необходимость разделения представлений прокурора на надзорные, приносимые прокурором в порядке осуществления своей надзорной функции, и ненадзорные – представления, приносимые прокурором при осуществлении деятельности, не связанной с осуществлением надзора.

Представление в порядке осуществления прокурорского надзора – это официальный акт прокурора либо его заместителя, имеющий своим предметом совокупность нарушений законов, адресуемый к компетентным органам и должностным лицам, с требованием его безотлагательного рассмотрения и принятия в установленный срок мер по устранению нарушений законов, причин и условий, способствующих им, а также привлечению к материальной либо дисциплинарной ответственности виновных лиц и сообщению о результатах рассмотрения и принятых мерах прокурору в письменной форме.

Таким образом, надзорному представлению прокурора свойственен признак комплексности, который проявляется в том, что, во-первых, данный акт, как правило, приносится не на одно единичное выявленное правонарушение, не на один отдельно взятый незаконный правовой акт, а на несколько актов, группу нарушений законов. Следовательно, предметом представлений является совокупность нарушений законов.

Во-вторых, в надзорном представлении излагаются не только установленные факты правонарушений, но также причины и условия, способствующие совершению данных правонарушений, и содержатся требования принять конкретные меры, направленные на их устранение.

В-третьих, представление – единственный акт прокурорского реагирования, в котором прокурор может поставить вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной и материальной ответственности.

Комплексность как особенность представления прокурора, вносимого в порядке осуществления прокурорского надзора, заключается в целевом назначении данного акта реагирования. Его целью является разработка системы мероприятий, реализация которых должна привести к улучшению состояния законности на поднадзорном объекте.

Представление в порядке осуществления прокурорского надзора состоит из четырех частей:

  • 1) вводной. В ней указывается адресат, к которому обращается прокурор, его полное и официальное наименование;
  • 2) описательной, в которой описываются факты нарушения законности. В данной части дается характеристика состояния законности на поднадзорном объекте, конкретном участке региона, района и т.д. Она начинается с указания источника информации, из-за которого началась прокурорская проверка, затем излагаются количество правонарушений, степень их тяжести, размер причиненного вреда, дается динамика правонарушений. Столь подробное изложение данных необходимо для оказания психологического воздействия на лицо или орган, в адрес которого внесено представление;
  • 3) мотивировочной. В ней анализируются причины и условия, способствующие совершению правонарушений. Каждая причина указывается отдельно и отдельно обосновывается юридически и фактически. Все нарушенные законы подразделяются на основные и примыкающие к ним. Основные – сами нарушения законности (факты правонарушений), примыкающие – причины и условия, способствующие совершению основного правонарушения;
  • 4) заключительной, которая состоит из трех компонентов:
    • – требовательного – содержащего требования прокурора о принятии мер по устранении нарушений закона;
    • – карательного – содержащего указание на привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности;
    • – распорядительного – содержащего указание на безотлагательное рассмотрение представления, необходимость принятия в месячный срок мер по устранению и предупреждению правонарушений и указание на обязательность письменного сообщения прокурору о результатах принятых мер.

Представление завершается указанием даты его вынесения, наименования прокурора, его фамилии и инициалов, классного чина и подтверждается его подписью.

Представление может быть направлено любому компетентному субъекту, способному устранить выявленные нарушения закона (вышестоящему или любому контролирующему органу). Это отличает надзорное представление от протеста, который направляется только лицу, издавшему незаконный акт.

Его содержание существенно отличается от представления прокурора, вносимого в порядке осуществления надзорной деятельности органов прокуратуры.

Основываясь на действующем процессуальном законодательстве, ненадзорные представления прокурора определяются как приносимые в суд заявления или ходатайства прокурора об отмене или изменении конкретного, незаконного судебного акта в целом либо в его части.

Ненадзорные представления прокурора подразделяются на конкретные виды по следующим признакам: судебным инстанциям, куда они вносятся, и видам судебного акта, на который приносятся представления. Исходя из этого, выделяют следующие виды ненадзорных представлений:

  • – апелляционные;
  • – кассационные;
  • – надзорные;
  • – частные.

ненадзорных представлений и порядок их внесения регламентированы действующим процессуальным законодательством (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ).

Структура ненадзорного представления аналогична протесту прокурора. Однако, в отличие от надзорного, ненадзорные представления, приносимые прокурором на судебные акты, не имеют признака комплексности, т.е. не имеют комплексного характера.

В них обжалуется конкретный судебный акт. Различаются и сроки рассмотрения судом данного вида представлений. Например, в соответствии со ст.

362 УПК РФ апелляционное представление прокурора рассматривается судом в срок до 14 суток со дня их поступления, кассационное – представление рассматривается в месячный срок со дня поступления уголовного дела в суд кассационной инстанции (ст. 374 УПК РФ).

Представление прокурора, приносимое в надзорную инстанцию, рассматривается судом надзорной инстанции в течение 30 суток со дня его поступления (ч. 1 ст. 406 УПК РФ).

Несмотря на пробелы и противоречия в законодательстве РФ, регламентирующем понятие и виды представления как акта прокурорского реагирования, недооценивать значение данного инструмента прокурорской деятельности нельзя.

Постановление о возбуждении административного производства – это надзорный официальный акт прокурорского реагирования на выявленное правонарушение, целью которого является привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Основанием вынесения данного постановления является наличие административного проступка, т.е. совершения противоправного деяния, за которое законом предусмотрено применение административной санкции.

Постановление о возбуждении административного производства преследует две цели: 1) привлечение виновного лица к административной ответственности; 2) возбуждение деятельности соответствующих компетентных органов или должностных лиц, к которым обращается прокурор.

При вынесении постановления прокурора о возбуждении административного производства должны быть установлены: обстоятельства правонарушения; состав проступка; субъект – как виновное лицо, его должностное положение, возраст (административная ответственность наступает с 16 лет); место совершения проступка; объект; объективная и субъективная сторона проступка – мотив, цель, форма вины, связь действий лица с наступившими последствиями.

Постановление о возбуждении административного производства состоит из четырех частей. Первая часть – вводная или вступительная, она отличается от аналогичной части протеста.

В постановлении это сведения о наименовании акта, времени и месте его составления, лице, его составившем, и источнике информации о правонарушении. Вторая часть – описательная, содержит подробное изложение обстоятельств правонарушения.

Все факты, как правило, излагаются в хронологической последовательности, указываются время и место совершения правонарушения, должностное положение лица, какие действия были совершены, потерпевшие и т.д. Заканчивается она изложением доводов правонарушителя.

Третья часть – мотивировочная, в которой излагается обоснование наличия в действиях виновного лица административного проступка.

Указываются нарушенные нормы материального права, дается характеристика мотивов, которыми руководствовалось лицо, приводятся опровержения доводов правонарушителя, дается оценка его мотивов и методов, указываются нормы административного права, предусматривающие административную ответственность, содержащиеся в КоАП РФ и других нормативных правовых актах. Четвертая часть – резолютивная, содержащая в себе выводы. Она состоит из двух компонентов: постанавливающего и распорядительного.

Постанавливающий компонент содержит указание прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении конкретного лица, о необходимости его привлечения к административной ответственности.

Распорядительный – содержит указание прокурора о направлении постановления и материалов проверки компетентным органам или должностным лицам, которые уполномочены принимать меры административного воздействия, а также указание на обязательность рассмотрения постановления в установленный законом 15-дневный срок и посменном сообщении прокурору о результатах рассмотрения (ст. 29.6 КоАП РФ). Отдельно отметим, что резолютивная часть постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении, направляемого в суд (так же, как и в протесте прокурора на решение суда, вынесенное по делу об административном правонарушении), не имеет распорядительного компонента в связи с принципом независимости суда.

Постановление завершается указанием наименования прокурора, его фамилии и инициалов, классного чина и подписи.

Предостережение – надзорный официальный акт прокурорского реагирования, представляющий собой требование прокурора к лицу, пытающемуся нарушить закон, о недопустимости противоправных действий и разъяснении ему последствий в случае совершения им таких действий. Данный акт прокурорского реагирования направлен в будущее, когда нарушение закона еще не совершено, но прокурору достоверно известно о том, что конкретное должностное лицо намерено совершить нарушение закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Предостережение является самостоятельным официальным надзорным актом индивидуального воздействия на должностных лиц, пытающихся совершить единоличные противоправные деяния, не влекущие по своей общественной опасности административной, уголовной ответственности, но способные причинить вред гражданам либо государственным или общественным интересам.

Основная цель прокурорского предостережения о недопустимости нарушения закона заключается в пресечении и предупреждении нарушения закона.

Данный акт прокурорского реагирования обычно оформляется на бланке и применяется лишь в том случае, когда прокурору стало достоверно известно о том, что конкретное должностное лицо намерено совершить нарушение закона, т.е.

лишь на основании тщательно проверенных данных, исключающих предположения, неясности и неточности.

Особенностью предостережения является объявление его первыми лицами прокуратуры, прокурором либо его заместителем, как правило, в кабинете прокурора и вручение его под роспись лица, которому данный акт объявляется.

В случае неисполнения законных требований прокурора, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к предусмотренной законом ответственности.

К актам прокурорского реагирования следует отнести требование прокурора, регламентированное ст. 9.1 Закона о прокуратуре, а также предусмотренные федеральным законом от 25 июля 2002 г.

№ 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» предупреждение (ст. 7, 8) и решение прокурора (ст. 10).

Действующим законодательством понятие и структура данных правовых средств не урегулировано.

Источник: https://studme.org/55994/pravo/predstavlenie_prokurora

Представление прокурора: понятие, структура

Представление прокурора

Новейшие подходы, видоизменяющие уголовно процессуальное законодательство, привели к тому, что возникло несоответствие сформировавшегося в науке классического понятия представления в качестве акта прокурорского реагирования представлению, установленному в Уголовно-процессуальном Кодексе Российской Федерации. Появилась необходимость в том, чтобы его осмыслить с научной точки зрения и привести в соответствие с действующими уголовно процессуальным законами.

Понятие прокурорского представления

В связи с последними изменениями в законодательстве Российской Федерации появилась необходимость разделить представления прокурора на 2 вида:

  1. надзорные – прокурор вносит их в порядке осуществления собственной надзорной функции;
  2. ненадзорные – представления, которые прокурор вносит в процессе осуществления деятельности, не имеющей отношение к надзору.

Определение 1

Представление в порядке осуществления прокурорского надзора представляет собой официальный акт прокурора или же его заместителя, предметом которого является совокупность нарушений законодательства, адресованный к компетентным органам и должностным лицам, с требованием его безотлагательно рассмотреть и принять в определенный срок меры по устранению нарушений законодательства, причин и условий, которые способствуют им, и привлечь к материальной или дисциплинарной ответственности виновного лица и сообщить об итогах рассмотрения и принятых мерах прокурору в форме письма.

Итак, для надзорного представления прокурора характерен признак комплексности, проявляющийся в том, что, прежде всего, этот акт обычно привносится не на 1 единичное выявленное правовое нарушение, не на 1 отдельно взятый незаконный нормативно-правовой акт, а на несколько актов, группу правовых нарушений законодательства. Значит, предмет представлений – это совокупность нарушений законов.

Кроме того, в надзорном представлении излагают не только конкретные факты правовых нарушений, но и причины с условиями, способствующими совершению этих правовых нарушений, и приводятся требования для принятия конкретных мер, направленных на их устранение.

Определение 2

Представление является единственным актом прокурорского реагирования, где прокурор имеет право поставить вопрос по поводу привлечения виновных лиц к дисциплинарной/материальной ответственности.

Комплексность как особенная черта представления прокурора, вносимого в порядке выполнения прокурорского надзора, состоит в целевом назначении этого акта реагирования. Его цель – разработка системы мер, осуществление которых должно улучшить состояние законности на поднадзорном объекте.

Структура представления прокурора

Представление в порядке выполнения прокурорского надзора включает 4 части:

  1. вводная. Здесь указывают адресата, к которому обращается прокурор, его полное, а также официальное название;
  2. описательная, в которой описывают факты нарушения законодательства. В этой части предоставляется характеристика состояния законности на поднадзорном объекте, конкретном региональном либо районном участке. Начинают данную часть с указания информационного источника, из-за которого началась проверка прокурора, потом излагается число правовых нарушений, степень их тяжести, степень причиненного ущерба, предоставляется динамика правовых нарушений. Такое подробное изложение информации нужно для того, чтобы оказать психологического воздействие на лицо либо орган, в адрес которого вносится представление;
  3. мотивировочная. Здесь представляется анализ причин с условиями, способствующими совершению правовых нарушений. Всякая причина указывается отдельно и также по отдельности обосновывается юридически и фактически. Нарушенные законы делятся на 2 группы: основные (факты правонарушений) и примыкающие к ним (причины с условиями, способствующими совершению основного правонарушения);
  4. заключительная.

Заключительная часть состоит из 3-х компонентов:

  1. требовательный – содержит требования прокурора касаемо принятия мер по устранению нарушений законодательства;
  2. карательный – содержит указание на привлечение виновного лица к предусмотренной законодательством ответственности;
  3. распорядительный – содержит указание безотлагательно рассмотреть представление, принять в месячный срок меры по устранению и предупреждению правовых нарушений и указывает на обязательность письменного сообщения прокурору об итогах принятых мер.

В завершении представления указывается дата вынесения, наименование прокурора, его ФИО, классный чин и заверяется его подписью.

Замечание 1

Представление могут направить любому компетентному субъекту, которое способно устранить выявленные нарушения законодательства (вышестоящему либо другому контролирующему органу). В этом заключается отличие надзорного представления от протеста, который направляется лишь лицу, издавшему незаконный нормативно-правовой акт.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/prokurorskij-nadzor/predstavlenie-prokurora/

Обжалование представления прокурора в арбитражном суде

Представление прокурора

— это достаточно сложная процедура, которая требует юридического сопровождения. Только грамотный в этой правовой сфере адвокат поможет вам в решении этого вопроса. Прокуратура является важнейшим государственным органом, который выполняет контроль за соблюдением законности во всех отраслях. То есть ее сотрудники обязаны принять ваше заявление.

Сослаться на то, что это не в их компетенции они просто не могут. Затем следует проверка, которая выявит, действительно ли существует факт правонарушения.

По ее результатам прокурор выносит представление, в котором будет указан срок и порядок устранения выявленных нарушений. Этот документ можно обжаловать в суде. Срок обжалования представления прокурора составляет один месяц с момента его вынесения.

Эта процедура достаточно длительная и без помощи юриста во всех ее тонкостях разобраться достаточно сложно.

Попав в такую затруднительную ситуацию, следует сразу же обращаться к правоведу. Вы потратите 1 минуту на заполнение контактной формы, а сэкономите часы

Обжалование действий прокурора

Для многих граждан РФ обращение в прокуратуру является спасительным решением.

Юридические услуги в интернете существенно экономят гражданам силы, средства и время.

Для этого надо составить жалобу на представления прокурора, образец которой можно скачать у нас:

  • наименование суда, куда подается жалоба;
  • контактные данные заявителя;
  • сведения о прокуроре;
  • информация по представлению прокурорской проверки;
  • суть конфликта;
  • требования по устранению источника спора;
  • дата и подпись.

К иску следует приложить все имеющиеся бумаги по делу и копию представления.

Подать жалобу могут физические и юридические лица.

Обжалование представления прокурора: задачи прокурора и бездействие в суде

Для этого несогласным с решение участникам дела потребуется обратиться к вышестоящему прокурору или в вышестоящий суд. Чаще всего недовольство вызывает неоправданное возбуждение дела или отказ сделать это.

Сделать это можно в судебном и досудебном порядке: первый предполагает обращение в суд, второй – к вышестоящему лицу и получение представления прокурора.

Если нарушение произошло на уровне района, подавать заявление нужно на региональном уровне, если на региональном уровне – то в Генеральную прокуратуру РФ. В качестве адресата может быть указан как Генеральный прокурор, так и его заместители, которые непосредственно занимаются вопросами подобного рода.

Однако определение суда, которому подведомственна такая жалоба, представляет собой существенную проблему.

С другой стороны, имеются примеры (хотя и немногочисленные), когда арбитражные суды принимали заявление организаций к производству и рассматривали по существу (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.06.2003 N Ф04/2616-677/А46-2003).

Таким образом, не исключено, что организации, которая подаст в арбитражный суд заявление о признании прокурорского представления недействительным, откажут в рассмотрении дела и предложат обратиться в суд общей юрисдикции.

Статья 3 этого Закона указывает на то, что в соответствии с ним суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме: — действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ; — действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Таким образом, если руководитель не исполнил представление в установленный срок, прокурор должен обратиться в суд, чтобы привлечь его к ответственности. В таком случае руководитель сможет поднять в суде вопрос о законности полученного им представления.

Обжалование решения прокурора вышестоящему должностному лицу

для физических лиц;

  • до 3.000 – для должностных;
  • до 100.000 – для организаций.
    1. жалоба по подведомственности: оспаривание акта вышестоящему по иерархии прокурору;
    2. обращение к прокурору, вынесшему предписание;
    3. заявление о незаконности действий (бездействия, предписания) в суд.

    Таким образом, суть и содержание действий и решений нижестоящего прокурора может стать предметом обжалования вышестоящему.

    1. источника сведений о произошедших нарушениях;
    2. анализа причин и сопутствующих условий правонарушения;
    3. должностного лица, которому оно адресовано;
    4. сформулированных требований.

    Вопрос: Каким образом можно обжаловать представление прокурора об устранении нарушений трудового законодательства?

    Ответ: Обжаловать представление должностных лиц органов прокуратуры возможно в порядке гражданского судопроизводства путем подачи в суд заявления о признании незаконным представления прокурора.

    В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о чем в письменной форме должно быть сообщено прокурору.

    — нарушены права и свободы гражданина; — созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; — на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

    Таким образом, представление, вынесенное должностными лицами органов прокуратуры, может быть обжаловано в порядке гражданского судопроизводства. На сегодняшний день существует положительная судебная практика в части возможного обжалования представлений должностных лиц прокуратуры.

    Конференция ЮрКлуба

    Закон «О прокуратуре» не предусматривает возможность обжалования.

    46 статья Конституции, Верховный суд (Обзор судпрактики 96 года), Закон 27.04.93 года говорит об обжаловании действий, нарушающих права граждан (а не юрлиц). ИМХО — обжалование возможно на основании ст.

    254 ГПК РФ. Несколько неястно в данном случае ст. 255 содержащие такое следствие действий как нарушение прав и свобод именно гражданина , а не юрлица. В связи с данной ситуацией возникает несколько вопросов 1.

    Источник: https://advokat144.com/obzhalovanie-predstavleniya-prokurora-v-arbitrazhnom-sude/

    ПроступкамНет
    Добавить комментарий