Прекращение административного дела

— Верховный Суд Республики Беларусь

Прекращение административного дела

Настоящий анализ подготовлен во исполнение пункта 2.7. Плана работы экономического суда Брестской области на 2-е полугодие 2017 года, утвержденного приказом председателя суда от 07.07.2017 №28.

Целью анализа является изучение причин и оснований отмен постановлений по делам об административных правонарушениях Верховным Судом Республики Беларусь, а также повышение качества рассмотрения дел об административных правонарушениях судьями экономического суда Брестской области.

В соответствии со статьей 12.8 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) при рассмотрении жалобы (протеста) суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), проверяют законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 12.14-1 ПИКоАП основаниями к отмене не вступившего или вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении являются:

1) односторонность, неполнота и необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения;

2) существенное нарушение настоящего Кодекса;

3) неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность.

В первом полугодии 2017 года экономическим судом Брестской области было рассмотрено 372 дела об административных правонарушениях.

В судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь поступила 31 жалоба на постановления экономического суда Брестской области.

Из них — 10 жалоб возвращено, 21 жалоба рассмотрена на постановления, не вступившие в законную силу, 3 — на вступившие в законную силу постановления.

Данные свидетельствуют о том, что количество жалоб на постановления о наложении административного взыскания по сравнению с первым полугодием 2016 года уменьшилось почти в два раза (в аналогичном периоде прошлого года в Верховный Суд было обжаловано 57 постановлений экономического суда Брестской области).

Уменьшение количества обжалуемых постановлений следует связывать с тем, что уменьшилось количество поступивших административных материалов в сравнении с отчетным периодом 2016 года на 47 %.

Из числа рассмотренных жалоб в анализируемом периоде на не вступившие в законную силу постановления — 4 судебных акта отменено с направлением дела на новое рассмотрение, 1 — с прекращением дела, 5 постановлений изменено (исключено дополнительное административное взыскание).

Из трех обжалуемых вступивших в законную силу постановлений о наложении административного взыскания: 2 постановления отменены с направлением дела на новое рассмотрение, 1 постановление было оставлено без изменения.

Процент отмененных постановлений (не считая постановлений, которые были изменены ввиду исключения дополнительного административного взыскания) в первом полугодии 2017 года от числа рассмотренных вышестоящим судом жалоб на постановления экономического суда Брестской области по административным делам составил 29%, или 1,9% от числа всех рассмотренных судом первой инстанции административных дел в анализируемом периоде.

Следует констатировать, что в аналогичном периоде прошлого года данные показатели были ниже: процент отмененных постановлений (без учета измененных Верховным Судом постановлений ввиду исключения дополнительного административного взыскания) от числа рассмотренных жалоб составил 17,5%, от числа рассмотренных экономическим судом Брестской области административных дел в первом полугодии 2016 года — 1,4%.

Однако общее количество отмененных (измененных) постановлений экономического суда Брестской области в первом полугодии 2016 года составило – 15, в таком же периоде 2017 года – 12.

Отмены постановлений по делам об административных правонарушениях по судьям:

СудьяСтатья КоАП№ делаРезультат обжалования
Горбацкий А.А.ч. 2 ст. 12.7 КоАП№126-4Ап/2016/23Жн№15-4Ап/2017/144ЖнОтменено, на новое рассмотрениеИзменено в части
Кондратюк И.Н.ч. 4 ст. 12.17 и ст. 12.35№149-7Ап/2016/804Жн №32-7Ап/2017/163Жн№36-7Ап/2017/177ЖнОтменено, на новое рассмотрениеИзменено в частиИзменено в части
Гречаник Е.Н.ч. 1-1 ст. 12.7 КоАПст. 12.35 КоАПч. 12.35 КоАП№175-13Ап/2016/40Жв№22- 13Ап/2017/101Жн№22-13Ап/2017/101Жн/162ЖвОтменено, на новое рассмотрениеИзмененоОтменено в части, дело на новое рассмотрение
Миселюк В.М.ч. 4 ст. 12.17 КоАПст. 12.35 КоАП№155-12Ап/2016/13Жн№20-12Ап/2017/69ЖнОтменено, дело прекращеноИзменено
Казаков О.В.ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП№18-9Ап/2017/90ЖнОтменено, на новое рассмотрение
Демьянюк Е.А.ч. 4 ст. 12.17 КоАП№22-6Ап/2017/118ЖнОтменено, на новое рассмотрение

Источник: http://www.court.gov.by/ru/ekonomicheskij/sud/brestskoj/oblasti/sudebnaya/praktika/696bde8790574d7a.html

«Знай свои права. Порядок обжалования постановления о прекращении дела об административном правонарушении»

Прекращение административного дела

Административное право и процесс одна из сложнейших и наиболее масштабных отраслей права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.

Ежегодно в различные органы гражданами и юридическими лицами подается не одна тысяча заявлений о привлечении к административной ответственности лиц, виновных в нарушении административного законодательства.

Так, в прокуратуру Заводского района г.Минска в 2017 году поступило 62 жалобы на незаконные постановления органов, ведущих административный процесс, о прекращении дела об административном правонарушении. Вместе с тем, в связи с истечением сроков наложения административного взыскания, 12 жалоб граждан прокуратурой Заводского района г.Минска отставлены без рассмотрения.

Ведение административного процесса относится к компетенции различных государственных органов, существенная часть из которых, относится к компетенции органов внутренних дел.

В соответствии с Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса. Заканчивается подготовка дела либо составлением протокола об административном правонарушении, либо прекращением дела об административном правонарушении, при наличии установленных законом оснований.

По основаниям, предусмотренным ст.9.6 ПИКоАП, органом, ведущим административный процесс, может быть вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Вместе с тем, лицо, подавшее соответствующее заявление, не всегда согласно с принятым решением.

Законодательством предусмотрена возможность обжалования постановления о прекращении дела вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, в суд или прокурору.

На основании ст.7.3 ПИКоАП жалоба на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, может быть подана в течение пятнадцати дней со дня вынесения такого постановления.

Постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, обжалованное в течение пятнадцати дней со дня его вынесения, в дальнейшем может быть обжаловано в пределах соответствующего срока, установленного ст.7.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

В силу п.1 ч.1 ст.7.6 КоАП административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Срок привлечения к административной ответственности — это срок, по истечении которого исключается наложение административного наказания. Истечение такого срока является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Прокуратура Республики Беларусь является единой и централизованной системой органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением на территории Республики Беларусь нормативных правовых актов, в том числе при ведении административного процесса. Нередко, с целью защиты своих прав и восстановления справедливости граждане обращаются именно в прокуратуру, ссылаясь на имеющиеся у прокурора широкие полномочия.

В жалобе о несогласии с постановлением о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенным по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, необходимо отразить кому она адресована, кто является заявителем, решение какого органа либо должностного лица обжалуется, требования заявителя и его подпись. При этом следует указать обстоятельства, свидетельствующие об обоснованности требований, а также доказательства, подтверждающие их. Так, к жалобе могут прилагаться документы, позволяющие подтвердить изложенные в ней доводы.

В соответствии с требованиями ст.7.4 ПИКоАП жалоба на постановление о прекращении дела рассматривается в пятидневный срок со дня ее поступления, а в случае истребования дела рассматривается в пятидневный срок со дня его поступления.

При проведении проверки прокурором изучаются не только обстоятельства, о которых сообщает заявитель, но и в целом анализируется законность всех действий и решений должностных лиц органа, ведущего административный процесс.

По результатам проверки, проведенной в связи с поступившей жалобой, прокурор принимает одно из следующих решений: оставляет жалобу без удовлетворения; удовлетворяет жалобу полностью или частично; отменяет постановление о прекращении дела и направляет материалы на новую подготовку дела к рассмотрению. Кроме того, в случае выявления нарушений законодательства при ведении административного процесса прокурор вправе привлечь должностное лицо к дисциплинарной или иной установленной законом ответственности, а также принять иные меры прокурорского реагирования.

Постановление о прекращении дела отменяется прокуратурой, если указанное решение является незаконным и необоснованным, в том числе, когда необходимые обстоятельства в ходе проведения проверки при ведении административного процесса выяснены не полностью, и для решения вопроса об отсутствии либо наличии состава административного правонарушения требуется проведение дополнительных проверочных мероприятий.

         В 2017 году по результатам рассмотрении жалоб граждан о несогласии с постановлением о прекращении дела об административном правонарушении прокуратурой Заводского района г.Минска в отношении должностных лиц органов, ведущих административный процесс вынесено 4 постановления о возбуждении дисциплинарного производства, инициировано проведение 5 служебных проверок.

         Основаниями для применения прокуратурой Заводского района г.

Минска указанных мер явилось ненадлежащее исполнение должностными лицами органов, ведущих административный процесс, своих должностных обязанностей при подготовке дела об административном правонарушении, нарушение сроков подготовки дела об административном правонарушении и иные обстоятельства, повлекшие, в том числе избежание виновным лицом привлечения к административной ответственности.

Источник: http://zav.minsk.gov.by/zakonnost-i-pravoporjadok/prokuratura-zavodskogo-rajona-g-minska/prokurorskij-nadzor/5073-znaj-svoi-prava-poryadok-obzhalovaniya-postanovleniya-o-prekrashchenii-dela-ob-administrativnom-pravonarushenii

Административно-процессуальное право

Прекращение административного дела

Существует два вида прекращения производства по делу об административном правонарушении: (а) прекращение производства до передачи дела на рассмотрение и (б) прекращения производства по делу по результатам его рассмотрения.

Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение регулируется ст. 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

«1. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 настоящего Кодекса.

1. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 24.

5 настоящего Кодекса, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности».

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

  1. отсутствие события административного правонарушения.
  2. отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
  3. действия лица в состоянии крайней необходимости.
  4. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания.
  5. отмена закона, установившего административную ответственность.
  6. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
  7. наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
  8. смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Требования, предусмотренные ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановления по делу об административном правонарушении, заключаются в том, что в этом документе должны быть указаны:

  1. должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  2. дата и место рассмотрения дела;
  3. сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  4. обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  5. статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  6. мотивированное решение по делу;
  7. срок и порядок обжалования постановления.

Прекращение производства по делу об административном правонарушении по результатам его рассмотрения. Статья 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» устанавливает следующее.

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

  1. о назначении административного наказания;
  2. о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Пунктом 1.1 данной статьи определено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

«1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;

2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.

Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.8, 6.9, 14.32 настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям».

Статья 6.8. Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Статья 6.9. Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.

Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Статья 14.32. Примечание. 1.

Лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 3 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

  • на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;
  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

В отношении малозначительности совершенного административного правонарушения, в силу которого судья вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержит следующие уточняющие позиции:

  • «малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений;
  • такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания;
  • о решении освободить виновное лицо от административной ответственности за совершенное правонарушение в силу его малозначительности и ограничиться устным замечанием должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу;
  • если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу».

Источник: https://isfic.info/safka/apro22.htm

Дело передали на дознание, после дознания дали постановления о прекращении о прекращении административного правонарушения в связи с отсутствием состава административного правонарушения, но в протоколе (справке ДТП) запись осталась, и у обоих участниках написано п. 2 ч 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Что это значит ?

Прекращение административного дела

Добрый день. У меня было ДТП, изначально в протоколе (справка ДТП) мне вменили 8,1,  а второму — нарушения нет.

Дело передали на дознание, после дознания дали постановления о прекращении о прекращении административного правонарушения в связи с отсутствием состава административного правонарушения, но в протоколе (справке ДТП) запись осталась, и у обоих участниках написано п. 2 ч 1 ст.  24.5 КоАП РФ. Что это значит ?

Адвокат Антонов А.П.

Добрый день!

Согласно ст. 24.

5 Кодекса об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:1) отсутствие события административного правонарушения;2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);3) действия лица в состоянии крайней необходимости;4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия.В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Таким образом, в Вашем случае производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с возбуждением уголовного дела.

Источник: https://pravo163.ru/delo-peredali-na-doznanie-posle-doznaniya-dali-postanovleniya-o-prekrashhenii-o-prekrashhenii-administrativnogo-pravonarusheniya-v-svyazi-s-otsutstviem-sostava-administrativnogo-pravonarusheniya-no/

Процедура осуществления административного производства

Прекращение административного дела

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств срок его рассмотрения может быть продлен органом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока орган, рассматривающий дело, выносит мотивированное определение.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности;

6) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

7) дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.

6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

8) должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

9) В соответствии со ст. 25.4. КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

10) Законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

11) Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.

6 КоАП РФ, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

12) При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

13) В соответствии со ст. 25.5. для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

14) В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

15) Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

16) Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

17) Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КОАП РФ;

2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КОАП РФ;

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

Объявление постановления по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

2. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Внимание:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает следующее:

1) При неоплате административного штрафа в месячный срок соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа (в соответствии со ст. 32.2. КоАП РФ).

2) Кроме того, принимается решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф в установленные сроки, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Источник: https://www.krasnadzor.ru/pravovoe-obespechenie/administrativnaya-praktika/procedure

Обобщение судебной практики прекращения дел об административных правонарушениях в 2018 г

Прекращение административного дела

В соответствии с планом работы  Тюльганского районного суда Оренбургской области и мирового судьи судебного участка в административно – территориальных границах всего Тюльганского района  Оренбургской области  проведено обобщение судебной практики прекращения дел об административных правонарушениях в 2018 г.

За 11 месяцев 2018 г. мировым судьей судебного участка в административно-территориальных границах всего Тюльганского района Оренбургской области рассмотрено 549 дел об административных правонарушениях, из них прекращено 6 дел.  

В соответствии со статьей 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено решение о прекращении производства по делу в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

Перечень обстоятельств, являющихся основаниями, исключающими производство по делу об административном правонарушении, содержится в ст.24.5 КоАП РФ.

Согласно данной статье, при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств, производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению независимо от стадии производства по делу.

К ним относятся:

1) Отсутствие события административного правонарушения.

2) Отсутствие состава административного правонарушения.

3) Действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) Издание акта амнистии, когда такой акт устраняет применение административного наказания;

5) Отмена закона, которым была установлена соответствующая административная ответственность;

6) Истечение установленных сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) Наличие по тому же факту совершения деяния тем же лицом, постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу, а также постановления о возбуждении уголовного дела;

8) Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство, поскольку в этом случае отсутствует субъект административной ответственности;

Вместе с тем, Пленум Верховного суда РФ от 01.01.2001г.

№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняет, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

         Как показывает обобщение дел, наиболее частыми основаниями прекращения дел об административных правонарушениях, являлись:

-истечение срока давности привлечения к административной ответственности;

— отсутствие состава административного правонарушения;

         Анализ показал, что число прекращенных мировым судьей производством дел за анализируемый период, составляют дела, предусматривающие ответственность по следующим главам Кодекса об административных правонарушениях:

— в области охраны собственности, ст. 7.27 КоАП РФ,

— правонарушения финансов, налогов и сборов, ст. 15.5 КоАП РФ,

— в области дорожного движения, ст. 12.34 ч. 1 КоАП РФ,

— правонарушения, посягающие на общественный порядок, ст. 20.25 КоАП РФ,

— правонарушения против порядка управления, ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.

 1. Прекращение дел в связи с отсутствием состава административного правонарушения:

         В соответствии со ст.26.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Отсутствие состава административного правонарушения означает, что факт деяния имел место, однако при этом отсутствует хотя бы один из необходимых признаков, в совокупности образующих состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Так, по делу в отношении  ООО «ЖКХ п. Тюльган» по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ составлен протокол.  Существо вменяемого правонарушения заключается в следующем: ООО «ЖКХ п.

Тюльган» не выполнило предписание Государственной жилищной инспекции Оренбургской области об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства.

  В судебном заседании установлено, что предписание выдано ненадлежащему юридическому лицу. 

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что, в действиях ООО «ЖКХ п. Тюльган» отсутствует состав административного правонарушения.

https://www.youtube.com/watch?v=8BQ9YahMDW8

Постановление обжалуется, не  вступило в законную силу.

          2. Прекращение дел по основанию истечения срока привлечения к административной ответственности:

Вторым основанием, послужившим к прекращению мировым судьей дел об административном правонарушении, является истечение срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

         Согласно ч.2 ст.29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, в том числе и истечение срока давности привлечения к административной ответственности, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Вышеназванное постановление выносится судьей в том случае, если указанные обстоятельства наступили при рассмотрении дела в суде.

Таким образом, если по делу об административном правонарушении такие обстоятельства наступили до направления дела в суд, то должностное лицо, в производстве которого находится это дело, на основании ст.28.9 КоАП РФ, обязано вынести постановление о прекращении производства по делу, а не направлять его в суд.

Источник: https://tul.kodms.ru/press/obobshenie-sudebnoj-praktiki-prekrasheniya-del-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah-v-2018-g/

ПроступкамНет
Добавить комментарий