Требование об уплате налога

Обжалование требования об уплате налога

Требование об уплате налога

По результатам налоговой проверки декларации, если контролеры обнаружили в ней неточности, приведшие к занижению размера налоговой базы, налогоплательщику направляется требование об уплате налога. Аналогичный документ компания или индивидуальный предприниматель может получить и при наличии недоимок за прошедшие периоды, в том числе, если речь идет о задолженности по штрафам и пеням.

Требование об уплате налога

Образец требования об уплате налога утвержден приказом ФНС России от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179@. В приложении №2 к этому документу приведен бланк, которым обязаны пользоваться все инспекции при выставлении требований о погашении недоимок по налогам, сборам, штрафам и пеням.

В документе обязательно должны содержаться данные о сумме задолженности, размеру пеней на дату составления требования. Отдельно прописывается и сам срок исполнения требования об уплате налога или иных сумм.

Статья 69 Налогового кодекса обязует контролеров также указывать в требовании основания для взимания налога и ссылки на соответствующие статьи Налогового кодекса, которые устанавливают обязанность перечислить ту или иную сумму в бюджет.

Срок исполнения требования об уплате налога – 8 дней с даты его получения. Впрочем, в самом документе может быть установлен иной срок, который в случае его указания является приоритетным.

Законодательно установлены и сроки, в течение которого контролеры могут выставлять требование налогоплательщику. Они в данном случае будут зависеть от ситуаций, по которой возникла недоимка (ст. 70 НК РФ).

Все выше перечисленные моменты оформления требования об уплате налогов должны неукоснительно соблюдаться инспекторами при составлении документа. Любая погрешность в этом процессе сама по себе может быть основанием для обжалования требования.

Право на обжалование требования

Надо сказать, что требования об уплате налогов по сути своей в основном бывают справедливы, то есть контролеры не предъявляют к уплате несуществующих долгов.

Довольно часто при получении требования проблема кроется в несвоевременном перечислении каких-то налогов и сборов, просрочках подачи отчетов или других нарушениях, привозящих к штрафам.

Иногда случаются и такие ситуации, когда в отчете налогоплательщик указывает по ошибке завышенный налог, но перечисляет в бюджет правильную сумму – в таком случае при получении требования необходимо скорректировать ранее поданную декларацию.

Либо же перечисление в бюджет было совершено с ошибкой в платежных реквизитах, таким образом плательщик уверен, что свои обязательства перед бюджетом он выполнил, но в ИФНС за ним числиться недоимка. В этом случае логичным решением будет пройти дополнительно сверку с бюджетом с целью проверки перечня совершенных платежей.

Однако, если видимых причин для доначисления налогов или санкций нет, и налогоплательщик не согласен с выдвинутыми требованиями, то ему предоставляется возможность отстоять свою точку зрения о корректности перечисленных сумм налогов или отсутствии задолженностей.

Порядок обжалования требования об уплате налога

Возможность обжалования актов налоговых органов закреплено в статье 137 Налогового кодекса.

В принципе, оспорить можно любой ненормативный акт, действие или бездействие должностных лиц, нарушающие права налогоплательщика. Требование об уплате налога, считающееся ненормативным актом, также можно обжаловать.

Сделать это можно путем обращения в две инстанции: с жалобой в вышестоящий налоговый орган и с апелляционной жалобой в суд.

Компания или ИП, получившие несправедливую, по их мнению, претензию, могут выбрать наиболее подходящий для них вариант, либо подать одновременно оба варианта возражения на требование об уплате налога. Образец, установленный законом, для такого случая не предусмотрен.

Налогоплательщик просто излагает в жалобе свое несогласие с содержанием требования, ссылаясь при этом на действующие положения законодательства, а также при необходимости на имеющиеся у него документы, подтверждающие корректность его расчетов с бюджетом – например, он может представить копии платежек на перечисление сумм налога, которые якобы не были уплачены.

При составлении апелляционной жалобы изложить ситуацию стоит несколько более подробно и, что называется, с самого начала. При рассмотрении дела судьям должно быть ясно, в виду чего было выставлено требование налогового органа, с чем именно не согласен налогоплательщик, какие у него имеются доказательства несправедливости претензий со стороны налоговиков.

Выбор способа обжалования требования остается на усмотрения самого бизнесмена. Но тут нужно понимать, что у каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы.

При обжаловании требования в выше стоящий налоговый орган нужно понимать, что на период рассмотрения жалобы действие первоначального требования не будет приостановлено.

Если при этом контролеры хотят взыскать с налогоплательщика значительную сумму долга, то это может серьезным образом отразиться на его бизнесе: сумму или заблокируют на расчетном счете или же просто спишут, направив инкассовое требование в банк.

В суд же можно обратиться с ходатайством о приостановлении исполнения обжалуемого требования. В этом случае до окончания рассмотрения дела ИФНС не сможет принудительно взыскать сумму оспариваемой задолженности.

С другой стороны, при обращении в суд нужно понимать, что подобный способ обжалования требования об уплате налога предполагает дополнительные траты, как минимум, в виде первоначальной оплаты госпошлины, а кроме того может затянуться на более длительный период времени. 

Источник: https://spmag.ru/articles/obzhalovanie-trebovaniya-ob-uplate-naloga

Требование об уплате налогов и сборов — Audit-it.ru

Требование об уплате налога

Статья 69. Требование об уплате налога и сбора

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В требовании об уплате налога должны быть определены следующие признаки:

— основание требования;

— содержание требования;

— его адресат;

— налоговый орган, который направляет требование.

Форма требования утверждена Приказом ФНС Российской Федерации от 1 декабря 2006 года №САЭ-3-19/825@.

Пункт 3 статьи 69 НК РФ предусматривает, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Это важно учитывать при производстве по делу о налоговом правонарушении и вынесении решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование:

об уплате пени;

с указанием сумм налоговых санкций;

об уплате недоимки по налогу.

Под ответственностью в данном пункте понимаются любые формы юридической ответственности (административной и уголовной).

Требование об уплате налога (сбора) оформляется в виде официального документа, направляемого уполномоченным налоговым органом и содержащего установленную законом информацию. В связи с особенностями оформления такой информации устные требования об уплате налога (сбора), исходящие от должностных лиц налоговых органов, не могут иметь юридического значения.

Фактические данные, содержащиеся в требовании об уплате налога (сбора), выявляются в ходе контроля за соблюдением законодательства о налогах (сборах) и охватывают сведения о:

— сумме задолженности по налогу;

— размере пеней (исчисляется на момент направления требования);

— сроке уплаты налога в соответствии с законодательством об уплате налога или сбора;

— сроке исполнения требования налогового органа;

— мерах обеспечения, подлежащих применению в случае неисполнения требования.

Федеральным законом №137-ФЗ (Приложение №23) в пункт 4 статьи 69 введен абзац, касающийся срока исполнения требования об уплате налога. Указанный срок имеет существенное значение для процедуры взыскания задолженности во внесудебном порядке.

Именно от срока исполнения требования зависит истечение срока на вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 46 НК РФ.

Согласно этой норме, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога.

В этой связи, законодатель счел необходимым включить в текст статьи 69 НК РФ положение, определяющее срок исполнения требования об уплате налога равный 10 календарным дням с даты получения требования либо более продолжительный период времени для уплаты налога, указанный в требовании.

Налоговый орган, который обязан направить налогоплательщику или иному обязанному лицу требование об уплате налога (сбора), определяется в соответствии с пунктом 5 комментируемой статьи (по месту учета налогоплательщика или иного обязанного лица).

Требование об уплате налога передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования (пункт 6 статьи 69 НК РФ).

Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При этом, как указал Пленум ВАС в Постановлении от 28 февраля 2001 года №5 (Приложение №130) в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

В тоже время, ранее направить требование по почте можно было, только если указанные лица уклоняются от получения требования.

В таком случае, суды, как правило, отказывали в привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату налога, если налогоплательщик не получал требование, а налоговый орган не мог доказать факт уклонения налогоплательщика от его получения (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 сентября 2005 года №Ф03-А59/05-2/2473 (Приложение №189), Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 июня 2006 года №А05-18542/2005-18 (Приложение №172)).

Теперь налоговым органам достаточно обосновать невозможность личного вручения требования.

Новая редакция статьи 69 НК РФ распространяет порядок выставления требования не только на отношения, возникшие вследствие образования задолженности у налогоплательщиков по уплате налогов и сборов, но также на отношения по взысканию пеней, штрафов, в том числе по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов налоговыми агентами. Таким образом, положения комментируемой статьи теперь позволяют устранить многочисленные судебные споры, предметом которых являлись неурегулированные законодательством отношения по выставлению налоговыми органами требований о взыскании пеней и штрафов.

статья 70. Сроки направления требования об уплате налога и сбора

В соответствии со статьей 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Обратите внимание!

С 1 января 2007 года Федеральным законом №137-ФЗ изменен момент, с которого начинает течь срок для направления налоговым органом требования об уплате налога или сбора.

Ранее, пропуск трехмесячного срока для направления налоговым органом требования об уплате налога являлся одним из оснований для рассмотрения судами дел об обжаловании ненормативных актов налоговых органов.

Теперь установление начала течения срока с момента выявления недоимки, при отсутствии законодательного закрепления обстоятельств выявления задолженности, фактически позволяет налоговому органу выставить налогоплательщику требование в любой момент. Момент обнаружения задолженности предполагается оформлять документом по форме, закрепленной Приказом ФНС Российской Федерации от 1 декабря 2006 года №САЭ-3-19/825@.

Необходимо иметь в виду, что выставление требования является начальной стадией в процедуре бесспорного взыскания задолженности и основанием для исчисления сроков для вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Таким образом, внесенные в комментируемую статью изменения усугубляют положение налогоплательщика.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения, а не со дня вынесения решения, как ранее.

При неисполнении требования налоговые органы принимают меры по принудительному взысканию недоимки (Информационное Письмо Президиума ВАС Российской Федерации от 22 декабря 2005 года №98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации») (Приложение №125).

Направление требования об уплате налога является обязательной стадией, предшествующей принятию налоговым органом решения о взыскании с налогоплательщика недоимки.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 марта 2005 года по делу №А56-29960/04 (Приложение №178), Постановление ФАС Уральского округа от 14 ноября 2005 года по делу №Ф09-5053/05-С7 (Приложение №186), Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 августа 2005 года по делу №А19-31059/04-44-Ф02-3817/05-С1) (Приложение 145).

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на бесспорное взыскание недоимки, в течение которого налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств и выставить инкассовое поручение на его перечисление в бюджет.

Срок на бесспорное взыскание начинает течь с момента истечения срока на добровольную уплату налога, который, в свою очередь, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику в соответствии с правилами статьи 70 НК РФ (Постановление Пленума ВАС Российской Федерации от 22 июня 2006 года №25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве»).

Новая редакция НК РФ распространяет порядок направления требования не только на отношения, возникшие вследствие образования задолженности у налогоплательщиков по уплате налогов и сборов, но и на отношения по взысканию пеней, штрафов, а также в отношении налоговых агентов.

статья 71. Последствия изменения обязанности по уплате налога и сбора

Законодатель обязывает налоговый орган, направивший налогоплательщику,плательщику сборов или налоговому агенту требование об уплате налога и сбора, но затем (позднее) установивший новые основания, изменившие характер или объем обязанностей (ответственности) налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента — направить указанным лицам уточненное требование.

Сроки исполнения измененной обязанности по уплате налога и сбора следует исчислять с момента направления налогоплательщику уточненного требования.

Новая редакция статьи 71 НК РФ распространяет порядок выставления уточненного требования не только на отношения, возникшие вследствие образования задолженности у налогоплательщиков по уплате налогов и сборов, но также на отношения по взысканию пеней, штрафов.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a54/45678.html

Требование об уплате налога и сбора

Требование об уплате налога
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Требование об уплате налога и сбора

Вопрос требований налогоплательщикам регулируется налоговым законодательством.

Согласно действующему налоговому законодательству, требование об уплате налогов и сборов – это выраженное в письменной или электронной форме извещение от налогового органа, которое направляется плательщику-должнику.

Налоговому органу дается срок, установленный в размере трех месяцев, для направления к плательщику-должнику требования. Этот вопрос регулируется статьей 70 Налогового кодекса. При этом если задолженность плательщика перед государственным бюджетом не превышает 500 рублей, то срок направления требования увеличивается до одного года.

Требование всегда направляется только при наличии недоимки у организации, поскольку именно это предусмотрено действующим налоговым законодательством, независимо от того, привлекается плательщик-должник к ответственности или нет.

В тех случаях, если у налогового органа есть все основания считать, что плательщик-должник может быть привлечен к ответственности за налоговые правонарушения, независимо от того, уголовная это или административная ответственность, в требовании этот момент указывается.

Налоговый орган уведомляет плательщика, что он может быть привлечен к ответственности за совершенные правонарушения и преступления в случае невыполнения требования.

Согласно установленным нормам срок для выполнения требования установлен в размере восьми календарных дней, однако в некоторых случаях налоговый орган может самостоятельно устанавливать срок выполнения требований.

Условно выделяется два основных условия для выдвижения требования к плательщику со стороны налогового органа:

  • неуплата или уплата не в полном объеме со стороны плательщика налога или сбора;
  • решение о привлечение плательщика к ответственности за преступления или правонарушения в налоговой сфере.

Что содержится в требовании

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которое направляется налоговым органом, должно в обязательном порядке содержать следующую информацию:

  • сумма долга по налогу;
  • пени, которые были начислены за просрочку платежа по налогу;
  • основания, по которым был применен налог;
  • ссылки на нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос налогообложения и взыскания налогов.

В некоторых случаях могут быть указаны дополнительные  требования, которые носят факультативный характер:

  • индивидуальный срок выполнения требования;
  • меры, согласно которым будет произведено взыскание с должника;
  • срок уплаты налога, по которому произошла задержка.

Форма, порядок, способ передачи требования

Обязанности по направлению требования к плательщику возложены на тот налоговый орган, в котором плательщик-должник зарегистрирован.

Независимо от того, является ли должник физическим лицом, юридическим лицом, или состоит в участниках консолидированной группы. В последнем случае требование направляется уполномоченному ответственному участнику этой группы.

Существует несколько способов передачи требования плательщику:

  • лично;
  • путем отправки почтового отправления;
  • через кабинет налогоплательщика на официальном сайте;
  • через интернет в электронной форме.

При этом если должником является организация, то требование передается руководителю или тому, кто его представляет. Если должник – физическое лицо, то требование передается ему или его законному представителю. Почтовое отправление представляет собой заказное письмо, которое считается врученным по истечении шести дней с момента отправки.

Порядок отправки требования в электронном виде представляет собой первичное формирование документа в письменном виде, последующее формирование такого же документа в электронном виде, подписание его усиленной квалифицированной подписью ответственного лица (обычно это руководитель налогового органа или того, кто его заменяет).

Направляется электронное требование на адрес плательщика через интернет с фиксированием даты отправления.

Налоговый орган, отправивший уведомление в электронном виде, не позднее следующего дня обязан получить по тем же каналам, что и было отправлено требование (например, через электронную почту), следующие данные:

  • уточнение и подтверждение правильности даты отправки;
  • прием или отказ в приеме плательщиком, подтвержденные квалифицированной электронной подписью.

То есть плательщик со своей стороны обязан уведомить налоговый орган о том, получил ли он требование, принял ли его или нет. Если оснований для отказа нет, то отказ плательщика считается неправомерным, подлежит привлечению к ответственности плательщика-должника. Файл обмена должен иметь формат XML.

Налоговый орган при обнаружении недоимки со стороны плательщика направляет ему требование об уплате любым способом в течение трех месяцев или года (в отдельных случаях).

Непринятое требование

Налоговым законодательством предусматриваются случаи, когда требование считается непринятым со стороны плательщика или налогового органа.

Так, требование считается неисполненным налоговом органом в случае если плательщик-должник не исполнил его в установленный срок, исполнил его частично (не в полном объеме), не принял требование для исполнения, отказавшись в письменном или электронном виде, проигнорировал требование.

За это налоговым законодательством предусмотрено использование законных и утвержденных способов обеспечения исполнения норм, содержащихся в требовании. При этом плательщик может быть дополнительно подвержен и уголовному, и административному преследованию со стороны налоговых органов за нарушение действующего налогового законодательства.

Плательщик может не принять требование в том случае, если оно составлено с нарушением норм действующего законодательства, содержит ошибки, исправления или искаженную информацию.

При этом вместе с отказом от принятия требования плательщик направляет и представляет в налоговый орган достоверную информацию.

Так, к примеру, если к плательщику выдвигается требование об уплате налога, который уже был уплачен, то плательщик вместе с отказом о принятии направляет документ или копию документа, который подтверждает уплату этого налога (например, чековый листок или выписку из банка).

Налоговый орган при допущении ошибок исправляет их, направляет к плательщику исправленное требование для исполнения. Плательщик-должник не имеет права на отказ в случаях, если требование составлено верно, а также носит достоверный характер.

Все действия плательщика, который не желает уплатить законно примененный к нему налог или сбор, считаются неправомерными и подлежат ответственности.

Способы обеспечения исполнения

Налоговым законодательством предусмотрены несколько способов обеспечения исполнения требований по выплате налогов, пени и сборов:

  • под залог имущества;
  • под ответственность поручителя;
  • пени;
  • арест на имущество;
  • замораживание операций по счету в банке.

Залоговое соглашение составляется между плательщиком-должником или его представителем и налоговым органом.

При этом залоговое имущество по сумме может превышать сумму задолженности, но быть меньше нее – нет.

Налоговый орган в случае неисполнения плательщиком требования может продать имущество должника по рыночной стоимости, удержав с вырученной суммы необходимые для погашения средства, а затем возврата разницы от продажи плательщику. Касается данная мера не только организаций – юридических лиц и ИП, но и физических лиц.

Поручитель может исполнить обязательства плательщика, к которому выдвинуто требование, в полном объеме, а не частично.

При этом данная практика применяется чаще всего в отношении организаций, за которых в качестве поручителя выступает другая организация, деятельность которой тесно связана с деятельностью должника.

Возврат уплаченных по требованию средств обговаривается в данном случае индивидуально между поручителем и должником.

Замораживание движение средств по счету должника в банке налоговый орган вправе только на основании вынесенного соответствующего решения.

При этом банк отказать в исполнении решения не может. Средства должника замораживаются, а затем с них перечисляются в государственный бюджет средства, необходимые для погашения задолженности.

Арест имущества, как одна из крайних мер исполнения требования, применяется на основании решения как налогового органа, так и судебного. Арестованное имущество может быть возвращено должнику в том случае, если он своевременно исполнит примененное к нему требование. В противном случае имущество будет продано по рыночной стоимости для погашения долга перед государственным бюджетом.

Пени начисляются к основной сумме задолженности и указываются в требовании, которое направляется плательщику-должнику. Обязанность уплатить пени является обязательной к исполнению, поскольку даже при погашении налога, сбора или штрафа, при непогашении пени, они будут продолжать накапливаться.

Изменение обязанности уплаты налога, равно как и его применения к плательщику, происходит только на основании действующего налогового законодательства, включающего в себя не только Налоговый кодекс, но и другие нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы налогообложения, применения того или иного налога, в том числе региональные и местные законы и нормативные акты.

Обязанности по уплате возникают у налогоплательщика тогда, когда к нему применяется установленный налог, подлежащей уплате.

Источник: https://advokat-malov.ru/uplata-nalogov-i-sborov/trebovanie-ob-uplate-naloga-i-sbora.html

Требование об уплате налогов и сборов в 2018-2019 годах

Требование об уплате налога

Что такое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

В какой срок присылают налоговое требование об уплате налога

Когда должно быть исполнено требование об уплате налога

Требование об уплате недоимки по страховым взносам

Что такое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Согласно НК РФ у налогоплательщика есть обязанность вовремя и в полном размере платить налоги и сборы. Сроки перечисления платежей в бюджет зависят от вида налога или сбора, нюансов местного или регионального законодательства, категории налогоплательщика.

Физлица платят налоги по данным уведомлений ФНС, рассылаемых «Почтой России» или полученный через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС.

Для удобства граждан такие уведомления содержат не только размер налогооблагаемой базы и ставку, но и срок, до которого нужно перечислить налог. Например, за 2017 год личные имущественные налоги гражданин должен заплатить до 01.12.2018. Согласно п.

2 ст. 52 НК РФ письмо из инспекции должно прийти не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Предприниматели по личному имуществу платят налоги по правилам, установленным для обычных граждан. А вот по налогам за бизнес самостоятельно рассчитывают суммы к уплате соответственно выбранному налоговому режиму.

Сроки уплаты для каждого налога и спецрежима установлены Налоговым кодексом. Например, если ИП работает на ОСН, то годовую декларацию за прошедший год по подоходному налогу ему нужно сдать до 30 апреля следующего года.

В этот же срок он должен заплатить и НДФЛ с предпринимательской деятельности.

Юрлица отчитываются по налогам и сборам также самостоятельно: сдают в налоговый орган отчетность и платят налоги и сборы. Кроме того, по некоторым налогам компания должна в установленный срок перечислять авансы и с их учетом затем рассчитывать размер годового платежа по налогу.

Таким образом, своевременная уплата налогов и сборов является непосредственной обязанностью каждого налогоплательщика и закреплена в п. 2 ст. 44 и п. 1 ст. 45 НК РФ. Нарушение сроков перечисления налогов и сборов в бюджет или неполная их уплата — основание для направления налоговиками плательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога представляет собой уведомление плательщика о неуплаченной сумме налога и обязанности заплатить ее в установленный срок.

Требование об уплате налога инспекторы высылают при наличии недоимки у гражданина или организации, выявленной по результатам проверки.

Подробнее об обязательности соблюдения условия проверки читайте в материале «Требовать уплатить налог вне проверки налоговая не вправе».

С какой даты применяется обновленная форма требования об уплате (утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@), узнайте из публикации.

Требование об уплате налога содержит следующие сведения:

  • сумму задолженности по налогу;
  • размер пеней, начисленных на момент отправления требования об уплате налога;
  • срок погашения задолженности и меры по взысканию налога — на случай, если налогоплательщик проигнорирует требование.

Для физлица налоговики приводят также сведения о первоначальном сроке уплаты налога. Помимо этого, в требовании об уплате налога инспекторы должны предоставить ссылки на законодательные акты, регламентирующие уплату просроченного налога. Для организаций и предпринимателей требование об уплате налога также содержит КБК и ОКТМО по каждому виду неуплаченного налога.

В какой срок присылают налоговое требование об уплате налога

Сроки рассылки требований об уплате налогов и сборов регулирует ст. 70 НК РФ. Налоговики имеют право выслать требование об уплате налога с момента выявления недоимки. Максимальный срок, в течение которого инспекторы обязаны уведомить вас о задолженности перед бюджетом, — 3 месяца.

Как происходит процедура составления и передачи требования об уплате налога? Налоговики обнаружили недоимку — этот факт они фиксируют внутренним документом ФНС.

На основании этого документа в 3-месячный срок составляется требование об уплате налога и передается налогоплательщику.

Если задолженность перед бюджетом была обнаружена по результатам налоговой проверки, то требование об уплате налога вы получите в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по материалам проверки.

Причем даже если налоговики пропустили срок направления требования об уплате налога, то недоимку они все равно имеют право взыскать.

ВАЖНО! Если сумма недоимки меньше 500 руб., то требование об уплате налога инспекторы имеют право выставить в течение года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога организация, предприниматель или физлицо может получить несколькими способами:

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС (порядок утвержден приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@);

Источник: https://nalog-nalog.ru/uplata_nalogov/trebovanie_ob_uplate_naloga_vznosa/

Что такое требование об уплате налога?: Требование об уплате налога — это письменное извещение

Требование об уплате налога

См.: Приказ ФНС России от 1 декабря 2006 г.

N САЭ-3-19/825@ «Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» // Российская газета. 2006. N 289.

подробные сведения об основаниях взимания налога (сбора) и пеней со ссылкой на положения законодательства о налогах и сборах, устанавливающие обязанность налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) уплатить налог (сбор) и пени;

реквизиты решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки; сведения о сумме задолженности по налогу (сбору) и размере пеней, выявленных на момент направления требования;

сведения о сроке исполнения требования;

сведения о мерах по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога (сбора) и пеней и мерах по принудительному взысканию налога (сбора) и пеней, которые будут применены в случае неисполнения требования до установленного срока.

Отсутствие в требовании об уплате налога обязательных реквизитов может послужить поводом для оспаривания его налогоплательщиком. При этом необходимо учитывать, что несоответствие указанного требования по форме и содержанию нормам НК РФ само по себе еще не является безусловным основанием для признания его недействительным.

Иными словами, вышестоящий налоговый орган или суд, рассматривающие жалобу налогоплательщика, должны оценить характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность направленного налогоплательщику требования .

Недействительным требование об уплате налога (сбора), пеней и штрафа может быть признано только в том случае, если нарушения, допущенные при его составлении, являются существенными ; по одним лишь формальным основаниям указанное требование не может быть признано недействительным .

См.

, например: Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 31 июля 2006 г. N Ф04-4862/2006(25046-А45-40) по делу N А45-224/06-49/13; от 16 ноября 2006 г. N Ф04- 6992/2006(27632-А45-43) по делу N А45-9453/06-14/347; от 17 января 2007 г. N Ф04- 8772/2006(29893-А46-33) по делу N А46-3277/2006.

Постановления ФАС Поволжского округа от 21 июня 2006 г. N А55-9571/05-22; ФАС Северо-Кавказского округа от 27 июня 2006 г. N Ф08-2622/2006-1108А по делу N А32-21730/2005- 34/736.

См., например: Постановления ФАС Поволжского округа от 20 апреля 2006 г.

по делу N А12-28779/2005-С29; ФАС Волго-Вятского округа от 26 апреля 2006 г. по делу N А79-7258/2005; ФАС Дальневосточного округа от 25 мая 2006 г. N Ф03-А37/06-2/1495 по делу N А37-4616/05-7/9.

Каковы сроки направления требования об уплате налога и сбора?

Обязательное условие и предпосылка направления требования об уплате налога и сбора — наличие недоимки по какому-либо налогу или сбору. Недоимка по налогу (сбору) должна быть выявлена, а затем в установленном порядке зафиксирована налоговым органом, так как именно с этого момента начинает течь срок для направления требования об уплате налога или сбора.

По общему правилу требование об уплате налога (сбора) должно быть направлено налогоплательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки по налогу или сбору (абз. 1 п. 1 ст. 70 НК РФ).

Однако при выявлении недоимки в результате налоговой проверки срок для направления требования об уплате налога (сбора) равняется десяти дням с даты вступления в силу соответствующего решения налогового органа (п.

2 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику тем налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете (п. 5 ст. 69 НК РФ).

При этом требование может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку либо иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

Вручение требования главному бухгалтеру организации также признается надлежащим способом вручения данного документа налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сборов) .

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 августа 2006 г. по делу N А43- 5201/2006-30-170.

Если же должник (его представители) уклоняется от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

При этом в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком либо его представителем требования об уплате налога, направленного заказным письмом .

См. пункт 18 Постановления ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.

Если налоговый орган пропустил срок направления требования об уплате налога, это не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

В то же время следует отметить, что НК РФ не разделяет понятий «дата вынесения требования» и «дата отправления требования» (фактическое доведение его до сведения налогоплательщика). Подразумевается, что требование отправляется после его вынесения.

Но не названы правовые последствия направления требования в срок, исключающий возможность его своевременного получения налогоплательщиком. Анализ норм НК РФ позволяет сделать вывод о том, что требование об уплате налога должно быть вынесено в пределах сроков, предусмотренных ст.

70 НК РФ, и направлено налогоплательщику непосредственно после его вынесения, чтобы предположение о добровольной уплате налога в установленный срок было реальным .

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 8 февраля 2006 г. по делу N Ф08- 165/2006-88А.

Каков срок исполнения требования об уплате налога и сбора?

По общему правилу требование об уплате налога (сбора) должно быть исполнено налогоплательщиком в течение десяти календарных дней с даты его получения (п. 4 ст. 69 НК РФ). Однако в самом требовании может быть указан и более продолжительный срок.

При исчислении срока для исполнения требования об уплате налога (сбора) необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Поэтому срок для исполнения требования об уплате налога (сбора) начинает течь на следующий день после получения должником указанного требования либо, в случае если требование было направлено заказным письмом, на седьмой день после направления заказного письма.

В случае же, когда последний день срока, установленного для исполнения соответствующего требования, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

По общему правилу действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока (абз. 1 п. 8 ст. 6.1 НК РФ). Однако в нашем случае данное правило не работает.

Требование об уплате налога исполняется путем перечисления налогоплательщиком соответствующих сумм на указанные в данном требовании коды бюджетной классификации.

Поэтому срок для исполнения этого требования истекает в тот час, когда в банках, через которые возможно перечисление денежных средств на счета Федерального казначейства, по правилам внутреннего распорядка прекращаются соответствующие операции.

Данная норма отсутствует в НК РФ, однако в качестве примера можно привести положение п. 1 ст. 194 ГК РФ, в котором указано, что если действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Также необходимо отметить, что в соответствии с НК РФ срок для исполнения требования об уплате налога (сбора) является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Если обязанность налогоплательщика (налогового агента) или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога (сбора), налоговая инспекция обязана отозвать у налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) первоначальное требование и направить ему уточненное требование (ст. 71 НК РФ). Срок для исполнения требования в таком случае начинает течь со дня, следующего за днем направления уточненного требования.

На основании выставленного налоговым органом требования налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сборов) обязан уплатить соответствующую сумму налога или сбора, а также пеней. Неисполнение в установленный срок указанного требования является основанием для применения налоговым органом обеспечительных мер и мер принудительного взыскания налога (сбора) и пеней.

Однако нарушение прав налогоплательщика при направлении требования об уплате налога является основанием для признания незаконными всех последующих решений и действий налогового органа по принудительному взысканию недостающих сумм .

Постановления ФАС Поволжского округа от 20 июля 2006 г. по делу N А55-29199/05-3; ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 октября 2006 г.

N А58-1474/06-Ф02-5157/06-С1 по делу N А58-1474/06.

Источник: https://uchebnikfree.com/pravo-rossii-nalogovoe/chto-takoe-trebovanie-uplate-4112.html

ПроступкамНет
Добавить комментарий