Уточненная налоговая декларация

Уточненная налоговая декларация: работаем над ошибками

Уточненная налоговая декларация

Статья 80 НК РФ дает следующее описание налоговой декларации — это заявление об объектах налогообложения, о полученных доходах, произведенных расходах и об исчисленной сумме налога.

Бланки налоговых деклараций по разным налогам утверждаются Федеральной налоговой службой, поэтому, конечно, это не тот документ, который можно составить в свободной форме. Кроме самих бланков деклараций ФНС утверждает и порядок их заполнения.

Достаточно часто при подготовке деклараций налогоплательщики допускают ошибки.

Чтобы избежать этого, рекомендуем при возникновении вопросов своевременно обращаться к специалистам, а также контролировать сдачу отчетности. Проверить себя можно с помощью бесплатного аудита.

Скачать актуальные формы налоговых деклараций и других необходимых документов вы можете в разделе Образцы документов

Что делать, если после сдачи декларации вы обнаружили ошибку? Возможно, придется подготовить и сдать уточненную налоговую декларацию. В одних случаях ее подача будет правом налогоплательщиком, а в других – обязанностью.

Что считается ошибкой в декларации?

В статье 81 НК РФ упоминаются недостоверные сведения в декларации и собственно ошибки.

Недостоверные сведения — это неверно указанные суммы доходов, расходов, результатов финансово-хозяйственной деятельности, налогов к уплате.

Под ошибками понимают неверно указанный налоговый период или дату, арифметические ошибки, нарушение порядка заполнения декларации, неправильно указанные коды (ИНН, КПП, КБК, ОКТМО и прочее).

Недостоверные сведения и ошибки в декларациях могут никак не повлиять на сумму налога, который надо уплатить, а могут его уменьшить или увеличить. От того, как отразились ошибки и недостоверные сведения на сумме налога, зависит необходимость подачи уточненной налоговой декларации.

Когда налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию?

Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.

Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен. Даже если с момента подачи ошибочной декларации прошло больше трех лет (глубина проведения выездной проверки), налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию, если обнаружил недоимку по налогу.

Обратите внимание, что ошибки или недостоверные сведения в первичной декларации налогоплательщик должен обнаружить самостоятельно. Если их находит налоговая инспекция в результате проверки или сверки расчетов, то суммы недоимки или переплаты по налогу фиксируются в результатах проверки.

Что касается переплаты налога в бюджет, то перед подачей уточненной налоговой декларации стоит оценить целесообразность этого шага. Дело в том, что при занижении налоговой базы (то есть налог был переплачен в результате завышения доходов или занижения расходов) налоговая инспекция может провести выездную проверку по периоду, за который была подана уточненная налоговая декларация.

Кроме того, для подтверждения факта переплаты налога необходимо будет представить в ФНС документы, на базе которых подготовлена уточненная декларация (договоры с контрагентами, первичные и платежные документов, счета-фактуры). Если вы уверены в своей правоте, можете подтвердить ее документально, а сумма переплаты значительна, то подавать уточненку действительно стоит.

Как оформить уточненную декларацию?

Специальной формы для уточненной декларации не предназначено, но здесь надо учитывать, что подавать скорректированную информацию надо на бланке, который действовал в тот налоговый период (п. 5 ст. 81 НК РФ). Например, если вы в 2016 году обнаружили ошибку в декларации по УСН за 2014 год, то и подавать уточненную декларацию надо по форме, которая была актуальна в 2014 году.

https://www.youtube.com/watch?v=wttbKhufmCU

В уточненной декларации не указывают разницу между ошибочными и верными значениями, а только новые правильные показатели. Отличаться будет еще и титульный лист, т. к. на нем необходимо указать другой номер корректировки.

В первичной декларации в поле с номером корректировки прописывают «0», в первой уточненной декларации это будет «1». Если за этот же период будет подаваться еще одна уточненка, то значение соответствующего поля будет «2» и т.д.

Количество уточнений декларации законом не ограничено.

Если вы подаете уточненную декларацию за период до 1 января 2014 года, когда действовали коды ОКАТО (сейчас их заменили коды ОКТМО), то указывайте именно их. Но если на основании этой скорректированной декларации вы должны заплатить недоимку по налогу за период до 2014 года, то в платежном поручении можно указывать только код ОКТМО.

Налоговый кодекс не требует при представлении уточненной декларации прилагать какие-либо пояснения, тем не менее, рекомендуется подать вместе с ней и пояснительную записку. Все равно налоговая инспекция с большой вероятностью запросит объяснения при камеральной проверке исправленной декларации.

В пояснительной записке укажите:

  • декларацию по какому налогу и за какой период вы подаете;
  • какие недостоверные сведения или ошибки содержатся в первичной декларации;
  • в каких полях уточненной декларации указаны первичные и исправленные значения показателей;
  • расчет налоговой базы и исчисленного налога (если эти суммы изменилась);
  • копии платежных документов об уплате недоимки и пени, если они были уплачена до подачи уточненной декларации.

Ответственность за подачу уточненной налоговой декларации

Конечно, налогоплательщиков волнует, могут ли к ним применить какие-то санкции за подачу уточненки. Может, лучше подождать, пока налоговый инспектор эти ошибки и недостоверные сведения самостоятельно обнаружит (а ведь может и не обнаружить)? Или, все-таки, повинную голову меч не сечет? Не всегда.

За сам факт подачи уточненной декларации ответственности не предусмотрено. Однако, в зависимости от срока ее представления и наличия недоимки по налогу (если при уточнении сумма налога оказалась выше, чем в первичной декларации), могут складываться следующие ситуации:

  1. Скорректированная информация подана в пределах сроков отчетной кампании. Например, 10 февраля 2017 года организация подала первичную декларацию по УСН за 2016 год, в которой по горячим следам обнаружены ошибки или недостоверные сведения. Если уточненную декларацию сдать до конца марта 2017 года, то никаких негативных последствий не возникает вообще. В этом случае признается, что первичная декларация представлена в день подачи уточненки.
  2. Сроки сдачи декларации прошли, но для уплаты налога срок еще есть. Так, на ЕНВД это может быть период между 20 по 25 июля по итогам второго квартала. Санкций к налогоплательщику не будет, если только он нашел ошибку сам, а не узнал об этом по итогам камеральной проверки первичной декларации или из сообщения о назначении выездной проверки. Ну и, конечно, налог надо успеть заплатить вовремя.
  3. Истекли сроки сдачи декларации и уплаты налога (в случае с ЕНВД — после 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом). Важно – прежде чем подавать уточненную декларацию, необходимо уплатить сумму недоимки по налогу и пени (п.4 ст. 81 НК РФ). В этом случае штрафа не будет.
  4. Ситуация, когда штрафа за нарушение расчета налога избежать не удастся — если про недостоверные сведения или ошибки, занижающие сумму налога, налогоплательщик узнал от налоговой инспекции. Кроме недоимки по налогу и пеней придется заплатить еще и штраф по ст. 122 НК (в размере 20% от неуплаченной суммы налога).

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/utochnennaya-nalogovaya-deklaraciya

Уточненная декларация по НДС. Сдаем без ошибок

Уточненная налоговая декларация

Уточненная декларация по НДС — это документ, которым налогоплательщик сообщает налоговой инспекции о том, что он самостоятельно обнаружил ошибку в расчетах, приведшую к занижению суммы налога, и внес изменения в учетные данные.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Уточненка подается в порядке, предусмотренном статьей 81 Налогового кодекса РФ. Ее форма и порядок заполнения по НДС 2019 регламентированы в приказе ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

Корректировки в сданную налоговую декларацию налогоплательщик имеет право внести самостоятельно по факту выявления ошибок и неточностей за любой отчетный период.

Рассмотрим, как сделать уточненную декларацию по НДС; порядок действий по исправлению ошибок представим в виде алгоритма.

Работа над ошибками

Если при ведении учета или проведении ревизии налогоплательщик вдруг обнаружил, что в учете НДС за прошлые отчетные периоды, а значит, и в уже сданной налоговой декларации, им были упущены важные сведения или допущены ошибки, влияющие на сумму налога, то он:

  • должен незамедлительно сделать необходимые изменения и представить в орган ФНС исправленную налоговую декларацию. Подача уточненной декларации по НДС особенно важна, если ошибка привела к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет: если ФНС выявит такую ошибку раньше налогоплательщика, его ожидает штраф и пеня за весь период недоимки;
  • вправе подать уточненку, если ошибка не привела к занижению суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет.

Срок подачи уточненной декларации по НДС законодательством не регламентирован, ее сдают, когда возникла такая необходимость.

https://www.youtube.com/watch?v=aItjLw7-1k4

Уточненку сдавать не нужно, если:

  • вы использовали корректировочный счет-фактуру (выставили сами или получили от контрагента);
  • ФНС обнаружила ошибку в ходе проверки и доначислила налог.

Очень важно помнить, что уточненная декларация по НДС в 2019 году подлежит сдаче только по той форме, что действовала в налоговый период, в котором были выявлены ошибки и в которой внесены изменения. Это определено в пункте 5 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Поэтому, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, можно подавать исправленные данные, только начиная с 1 квартала 2015 года.

Для исправления ошибок, выявленных в более ранних периодах, следует использовать формы декларации, утвержденные более ранними приказами ФНС.

Уточненка с увеличенной суммой к уплате подается исключительно в электронном виде.

Заполнение уточненной налоговой декларации

Порядок заполнения уточненки регулируется приложением к тому приказу ФНС, который утверждает форму отчетности в соответствующем налоговом периоде.

Так, в силу пункта 2 Порядка заполнения, приведенного в приложении № 2 к приказу № 558, уточненка по налогу на добавленную стоимость заполняется с учетом только тех страниц первичного отчета, которые налогоплательщик ранее направил в орган ФНС.

Все остальные страницы и приложения к ним, необходимо заполнить лишь в том случае, если в налоговом учете были сделаны изменения или дополнения, влияющие на сведения, подлежащие отображению в них.

Для разделов 8-12 налоговой декларации по НДС даже предусмотрена специальная строка 001. Признак актуальности в уточненной декларации по НДС проставляется в графе 3 сведений, которые налогоплательщик показывает в соответствующем разделе:

  • если в ранее поданном отчете не было сведений по соответствующему разделу либо происходит замена таких сведений, если были выявлены ошибки в сведениях, поданных ранее, или сведения не были полностью отражены, необходимо ставить цифру «0»;
  • если налогоплательщик ранее предоставлял сведения по разделу и они являются актуальными, достоверными и не подлежат изменению, то необходимо поставить цифру «1», а в строках 005, 010–190 проставить прочерки;
  • если отчет является первичным за отчетный период, то необходимо поставить прочерк.

Аналогичная строка предусмотрена в приложениях к разделам 8 и 9 налоговой декларации. В ней следует указать признак актуальности «0» или «1», если это уточненка по НДС.Прочерк ставить не нужно, так как эти страницы есть только в составе уточненного отчета.

Формирование разделов

Первичный отчет обязательно имеет титульный лист и раздел 1.

Остальные разделы 2–12 и приложения к 3, 8 и 9 необходимо заполнить и включить в состав отчета, только если в налоговом периоде осуществлялись соответствующие операции.

Поэтому, если первичный отчет содержал, к примеру, разделы 1, 2, 3, 7 и 9, то и «уточненка», поданная в рамках тех же осуществленных операций, должна их содержать.

Если нужно внести исправления в книгу покупок, например, аннулировать запись по счету-фактуре, то ему необходимо руководствоваться требованиями постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Из него следует, что все изменения и поправки в книге продаж и покупок, которые необходимо сделать после окончания налогового периода, следует вносить путем вставки дополнительных листов.

Как следует из законодательства, корректировка отчета в приложении 1 к разделу 8 и приложении 1 к разделу 9 производится для отражения сведений из дополнительных листов книги продаж и книги покупок. Нужно исправить книгу покупок и заполнить указанные приложения.

Если налогоплательщик вносил такие поправки, то в составе уточненки, кроме основных разделов 1, 2, 3, 7 и 9, ранее представленных в составе первичной отчетной формы, необходимо подать приложение 1 к разделу 8 с дополнительными листами из книг покупок и продажи.

Для того чтобы избавить налогоплательщиков от дублирования данных при их исправлении, ФНС разрешает использовать признак актуальности. Такое разрешение связано с огромным объемом передаваемых данных по разделам 8–12. Если по ним нет изменений или уточнений, налогоплательщик может оставить его пустым.

Признак актуальности равен «1». Это означает, что орган ФНС автоматически сохранит данные из предыдущей отчетной формы за этот же период.

Если есть необходимость внести правки во все разделы, то ставится признак актуальности «0» по всем разделам, и тогда будет произведена выгрузка обновленных данных, которые и будут использоваться в целях налогового контроля.

Использование признака актуальности дает возможность налогоплательщикам самостоятельно формировать количество разделов уточнененки, сведения по которым будут изменены в базе УФНС.

Это касается даже взаимосвязанных разделов, при условии, что ошибка в прошлом налоговом периоде была допущена только по одному из них.

Кроме того, ФНС допускает право налогоплательщика отказаться от исправления приложений к разделам 8 и 9, даже если по ним был проставлен признак «0» и произведена повторная выгрузка сведений.

Однако такое разрешение от налоговых органов противоречит правилам ведения книги покупок и книги продаж, утвержденным Правительством РФ.

Учитывая такой подход чиновников к порядку отражения изменений в документах по налоговому учету, рекомендуется выполнить полную выгрузку исправлений из книг, чем получить наказание, если вдруг после проверки ФНС дело будет рассматриваться в судебном порядке.

Надо отметить, что практически невозможно найти пример заполнения уточненки, подходящий для всех ситуаций, поскольку ошибки у всех разные. Поэтому, если нужны пояснения к уточненной декларации по НДС, образец можно найти только в инструкции к обычному бланку отчета, по аналогии.

Ошибки, не влияющие на сумму налога

Если налогоплательщик обнаружил в налоговом учете ошибки, не влияющие на сумму налога к уплате, он вправе не подавать исправленный отчет.

Но, если ошибки были допущены в журнале учета счетов-фактур, который с 1 января 2015 года обязаны вести организации при выставлении и получения ими счетов-фактур в случаях осуществления предпринимательской деятельности в интересах других лиц на основе агентских договоров или договоров комиссии и при выполнении функций застройщика, то лучше подать уточненку.

Порядок ведения журналов учета определен в статье 169 НК РФ. При этом, следует помнить, что никакой штраф за уточненную декларацию по НДС законодательно не предусмотрен, но ее отсутствие может привести налогоплательщика к крупным штрафам за допущенные и вовремя не исправленные ошибки.

Если налоговый агент решил уточнить сведения из разделов 10 и 11 декларации, то по ним нельзя применить признак актуальности. Необходимо произвести повторную выгрузку всех сведений из изменяемого раздела.

Возможность изменения данных самого журнала учета счетов-фактур, предоставленного в ФНС, в постановлении Правительства РФ № 1137 не предусмотрена.

Предоставление уточненных данных, не влияющих на сумму налога, необходимо, чтобы избежать возможного спора с органами ФНС при выявлении несоответствий учетных и отчетных данных в ходе проверки.

Стоит ли подавать «уточненку» во время проверки

Уточненная налоговая декларация

25 апреля 2019 года

НК РФ не запрещает подать уточненную декларацию в любое время. Сделать это можно и во время проверки — как камеральной, так и выездной. Однако в зависимости от того, когда вы представите «уточненку», последствия могут быть разными. Иногда этого делать вовсе не стоит. Поэтому нужно заранее все предусмотреть.

Когда нужно подать «уточненку»

Представить уточненную декларацию налогоплательщик обязан, если в предыдущей декларации была допущена ошибка либо не отражены сведения, которые привели к занижению суммы налога. В этом случае в «уточненке» нужно указать не только скорректированные и не отраженные показатели, но и те, которые не изменились.

Во всех остальных случаях подача уточненной декларации — это право, а не обязанность налогоплательщика. Решение он принимает самостоятельно.

Так, можно не подавать «уточненку», например, когда:

  • в декларации по НДС зарегистрирован счет-фактура продавца без указания ИНН и КПП;
  • в расчете по страховым взносам отражены сведения о выплатах в пользу незастрахованных лиц.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, которая представлена по установленной форме (установленному формату).

Как будут проверять «уточненку»

Каждую уточненную декларацию налоговики проверят индивидуально, исходя из внесенных в нее изменений. Проверка будет направлена на то, чтобы выяснить причины и обстоятельства изменений.

Инспекторы проверят не только то, как и почему изменился итоговый показатель декларации, но и изучат изменения иных показателей, формирующих налоговую базу и влияющих на итоговую сумму налога по декларации.

Таким образом, могут быть проверены все показатели, в том числе те, которые не изменились.

Обратите внимание, что НК РФ не ограничивает проведение камеральной налоговой проверки в отношении уточненной налоговой декларации, в том числе и представленной по истечении трехлетнего срока.

Какие ожидать последствия после представления «уточненки»

В зависимости от момента представления уточненной декларации и иных обстоятельств порядок действий налогового органа будет различаться. Рассмотрим возможные варианты.

1. «Уточненка» представлена в ходе выездной проверки

Если уточненная декларация представлена по тому налогу и за тот период, по которому проводится выездная проверка, проверять ее будут в рамках выездной проверки. Исключение составляют декларации по НДС и акцизу, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза). Такие декларации налоговики проверят камерально.

Налогоплательщик может подать уточненную декларацию незадолго до окончания выездной проверки. Если временные ограничения не позволят проверяющим провести мероприятия налогового контроля по уточненным обязательствам, это отразят в акте выездной проверки. Декларацию проверит камеральный отдел.

2. «Уточненка» представлена в ходе камеральной проверки предыдущей декларации

В этом случае проверка ранее поданной декларации завершится, и начнется новая камеральная проверка «уточненки». Данное правило распространяется на все декларации, в том числе на те, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза).

Это означает, что налоговики должны будут завершить новую камеральную проверку в течение двух месяцев после представления «уточненки». Следовательно, и решение о возмещении суммы налога (акциза) налоговый орган примет на два месяца позже.

3. «Уточненка» представлена после окончания камеральной проверки предыдущей декларации, но до составления или вручения акта проверки

В такой ситуации налоговики вправе не составлять акт камеральной проверки по первичной декларации либо не вручать его. На основе уточненной декларации проверяющие проведут новую камеральную проверку. Данное правило распространяется на все декларации, за исключением деклараций по НДС и акцизу, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза).

Если в «уточненке» по НДС будет уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, то возместят сумму налога, в отношении которой у проверяющих отсутствуют претензии с учетом заявленного уменьшения в уточненной декларации. В аналогичном порядке налоговики решат вопросы возмещения налога при уменьшении сумм акцизов, заявленных к возмещению, и уменьшения налоговых вычетов по НДФЛ.

4. «Уточненка» представлена после составления акта выездной проверки

По мнению ФНС, нормы НК РФ не содержат критериев проверки уточненных деклараций, представленных после составления акта выездной налоговой проверки, но до вынесения по ней решения. Налоговый орган вправе самостоятельно определять, как будут проверены такие декларации: посредством дополнительных мероприятий налогового контроля, камеральной проверки, повторной выездной проверки.

5. «Уточненка» представлена после вручения акта камеральной или выездной проверки, но до вынесения решения по ее результатам

Налогоплательщик может внести в декларацию исправления:

  • с учетом нарушений, отраженных в акте налоговой проверки (полностью или частично);
  • не связанные с нарушениями, выявленными по результатам проверки.

В этой ситуации, по мнению ФНС, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе вынести решение без учета данных уточненной декларации и назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных сумм.

Показатели «уточненки» будут учтены при вынесении такого решения только при условии, что вносимые изменения подтверждены документально и проверены налоговым органом.

Позднее ФНС разъяснила, что представление уточненной декларации после составления акта налоговой проверки не дает оснований для прекращения рассмотрения материалов проверки первичной декларации. Поэтому налоговый орган обязан вынести решение.

Если будет представлена уточненная декларация по НДС или акцизу, в которой заявлено право на возмещение налога (акциза), налоговики проведут самостоятельную камеральную проверку такой декларации.

Вынося решение по результатам камеральных проверок, связанных с возмещением НДС или акциза, проверяющие учтут следующее. Если в уточненной декларации сумма возмещения будет уменьшена, то решение о возмещении налога (акциза) примут с учетом такого уменьшения.

6. «Уточненка» представлена после вынесения решения по камеральной или выездной проверке

В данной ситуации налоговики будут руководствоваться письмом ФНС от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп. Согласно ему в рамках камеральной проверки уточненной декларации проверяющие должны истребовать пояснения по п. 3 ст. 88 НК РФ. ФНС рекомендовала также запрашивать пояснения по факту отражения результатов налоговых проверок в этой декларации.

Если из полученных пояснений будет следовать, что в «уточненке» учтены результаты проверки по предыдущей декларации (доначисленные суммы налога), то налоговики проведут сторнирование сумм, отраженных в КРСБ по уточненной декларации.

Грозит ли налогоплательщику налоговая ответственность за подачу «уточненки»

Если в уточненной декларации сумма налога не изменится либо будет уменьшена и налоговики не обнаружат ошибок, то штрафов не будет. Привлечение к ответственности возможно, если представлена декларация с суммой налога к доплате в бюджет.

Статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате:

  • занижения налоговой базы;
  • иного неправильного исчисления налога (сбора);
  • других неправомерных действий (бездействия).

Если «уточненка» будет представлена позже истечения срока на подачу декларации, но до срока уплаты налога, штрафа можно будет избежать. Это возможно, когда до представления декларации налоговики еще не узнали и не сообщили вам об ошибке в предыдущей декларации или не назначили выездную проверку.

Обнаружение налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, подтверждается актом налоговой проверки.

Таким образом, если налогоплательщик представил уточненную декларацию после того, как в его адрес направили требование представить пояснения, и до представления «уточненки» уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени, налоговая ответственность не наступает.

Если прошли сроки и на подачу декларации, и на уплату налога, то ответственности не будет при выполнении двух условий:

  • «уточненка» подана раньше, чем проверяющие узнали и сообщили об ошибке или назначили выездную проверку;
  • до подачи декларации уплачены недостающая сумма налога и соответствующие ей пени.

Если по уточненной декларации уплатить только налог, а пени нет, то налоговой ответственности не избежать.

Штрафа не будет, если на день представления «уточненки» есть переплата по этому налогу, которая превышает сумму налога, подлежащую доплате.

Как налоговики посчитают штраф при подаче «уточненки» с суммой к доплате

При подаче уточненной декларации проверяющие будут рассчитывать размер штрафа исходя из суммы налога к доплате, даже если налог по первоначальной декларации не уплачен. Иными словами, вопрос о привлечении к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога по декларации.

Если за проверяемый период налогоплательщик представит несколько уточненных деклараций, то сумму штрафа рассчитают на основании последней уточненной декларации без учета предыдущих в отношении не исчисленной ранее суммы налога.

Обзор: «Подали «уточненку» во время проверки: каких последствий ожидать от проверяющих»

Источник: http://zemser.ru/news/stoit-li-podavat-utochnenku-vo-vremya-proverki

Камеральная проверка: что выявляют налоговики в сданной отчетности

Уточненная налоговая декларация

Как проводится проверка Камеральная налоговая проверка — это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа. Данная проверка регламентируется ст. 88 НК РФ.

Датой начала проверки считается дата представления налогоплательщиком в налоговую инспекцию декларации, расчета или сведений. Проверяются все без исключения поступившие от налогоплательщиков декларации и расчеты. Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, решение о ее назначении не принимается.

Срок проведения проверки

Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки выявляются ошибки или несоответствие сведений, налогоплательщику направляется требование с просьбой представить документы, пояснения по фактам установленных нарушений и уточненную декларацию или расчет. На представление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован. С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей. Пояснения, связанные с декларациями по НДС, представляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота, по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. Пояснения, представленные на бумажном носителе, считаются непредставленными.

Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику. В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки. В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление. Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд. Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.

Ошибки при сдаче отчетности

Разногласия между налоговой инспекцией и налогоплательщиками часто возникают уже при предоставлении отчетности. Если декларации и расчеты заполнены некорректно, программа проверки отчетности автоматически отказывает в их приеме, указывая на ошибки. Что это за ошибки: 1. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в базе налоговой инспекции отсутствует либо сама доверенность, либо данные на представителя. 2. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в информационном сообщении о доверенности указана доверенность без права подписи. 3. Декларацию подписывает руководитель организации. Но его данные в декларации не совпадают со сведениями в ЕГРЮЛ. 4. Представляется первичная декларация с признаком «корректирующая» или наоборот. 5. Отчетность сдается по устаревшим и недействующим формам.

Нарушения по камеральным проверкам

При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки. Нарушения устанавливаются различные: 1) простые арифметические ошибки; 2) несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль; 3) расхождения данных 6-НДФЛ и РСВ; 4) нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам; 5) предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам; 6) занижение выручки; 7) завышение расходов; 8) по ЕНВД и ПСН несоответствие физического показателя количества работников с данными 6-НДФЛ и РСВ; 9) отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы; 10) расчеты налога на имущество без учета кадастровой стоимости данного имущества. Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Все их описать невозможно. Но, как показывает статистика, 90 процентов нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Это объясняется и большой загруженностью бухгалтеров, и отсутствием опыта. Но нужно также понимать, что эта невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС. С III квартала 2017 года при камеральных налоговых проверках вашей отчетности будет применяться еще один источник информации о доходах — сведения с онлайн-касс. Не забудьте в полном объеме и без ошибок отразить эти сведения в отчетности, чтобы не пришлось предоставлять пояснения и документы для проверок и оплачивать штрафные санкции.

Требование представить пояснения к отчетности — не повод для штрафа

Если налоговики обнаружат в представленной отчетности ошибки, неточности, противоречия, они вправе потребовать у налогоплательщика представить пояснения. У последнего есть 5 дней на то, чтобы это сделать либо подать в инспекцию скорректированную отчетность. Если ошибка в отчетности привела к недоплате налога в бюджет, налоговики наложат штраф. Однако нарушение подтверждает только акт налоговой проверки. Таким образом, если до вынесения решения по «камералке» компания успеет подать в ИФНС исправленную отчетность, а также переведет в бюджет недоплаченную сумму налога и пени, то штрафа можно избежать.

Письмо ФНС РФ от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@.

Примечание редакции:

Источник: https://xn--80aumx.xn--p1ai/news/novosti-dlya-biznesa/kameralnaya-proverka-chto-vyyavlyayut-nalogoviki-v-sdannoy-otchetnosti/

Ответственность при предоставлении в налоговый орган уточненных деклараций. Корректировка налоговой отчетности

Уточненная налоговая декларация

Юлия Шестова

Специалист по налогам и налогообложению компании RUS TAX CONSULTING

специально для ГАРАНТ.РУ

Возможность внести изменения в налоговую декларацию предусмотрена положениями ст. 81 НК РФ.

Обязанность представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию установлена при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога.

Если же ошибка не привела к занижению суммы налога, налогоплательщик не обязан представлять уточненную налоговую декларацию (постановление ФАС Московского округа от 5 июня 2009 г.

№ КА-А41/3719-09, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 марта 2010 г. № Ф07-1600/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 июля 2008 г.

№ А56-21101/2007, постановление ФАС Московского округа от 26 мая 2014 г. № Ф05-4530/14 по делу № А41-25836/2012).

Как долго может продолжаться выездная налоговая проверка? Сколько раз ее можно приостановить и по чьей инициативе? Каким документом подтверждается ее прохождение? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив блок «Советы экспертов. Проверки, налоги, право».

Оставить заявку

Максимальных сроков, ограничивающих возможность налогоплательщика представить уточненные декларации, ст. 81 Налогового кодекса не содержит.

Поэтому у налоговых органов нет оснований для отказа в принятии уточненных деклараций, представляемых налогоплательщиком за любой период его деятельности (в том числе, ранее чем за три года). Аналогичный вывод представлен в письме ФНС России от 12 декабря 2006 г.

№ ЧД-6-25/1192@, письме ФНС России от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-2/17979, письме Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15, а также в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2014 г.

№ Ф05-11530/14 по делу № А40-4499/2014, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 августа 2014 г. № Ф04-8233/14 по делу № А03-18880/2013.

Однако, если НК РФ не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций, то в отношении возврата излишне уплаченного налога непременным условием является соблюдение трехлетнего срока, после истечения которого осуществить такой возврат будет уже невозможно.

Уточненная декларации представляется по той же форме, которая действовала в периоде совершения ошибки, и в том же объеме (п. 5 ст. 81 НК РФ).

С 1 января 2014 года согласно п. 3 ст. 80 и п. 5 ст. 174 НК РФ плательщики НДС, в том числе налоговые агенты, обязаны представлять налоговые декларации по НДС только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (письмо ФНС России от 30 сентября 2013 г. № ПА-4-6/17542).

Представление декларации по НДС производится по установленному формату в электронной форме начиная с декларации за первый квартал 2014 года (письмо ФНС России от 18 февраля 2014 г. № ГД-4-3/2712, письмо Минфина России от 8 октября 2013 г. № 03-07-15/41875).

Уточненные декларации за налоговые периоды, предшествующие первому кварталу 2014 года, представляются в ранее действовавшем порядке (ФНС России от 15 октября 2013 г. № ЕД-4-15/18437).

Ответственность по ст. 122 НК РФ при представлении уточненной налоговой декларации с суммой налога к доплате.

В рамках камеральной проверки:

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае (п. 4 ст. 81 НК РФ):

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

То есть избежать ответственности по ст.

122 НК РФ возможно, если до момента подачи уточненной декларации уплатить недостающую сумму налога и соответствующую сумму пени и налоговые органы при этом не выставляли требование о предоставлении пояснений или внесении исправлений, связанное с обнаружение ошибки, приводящей к увеличению суммы налога к доплате.

В рамках выездной проверки:

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае (п. 4 ст. 81 НК РФ):

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

То есть избежать ответственности по ст.

122 НК РФ можно, если уточненная налоговая декларация подана после истечения срока уплаты налога но до момента, когда налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сборов) узнал о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период (письмо Минфина России от 20 июня 2012 г.

№ 03-04-05/8-751) (то есть до даты ознакомления с решением руководителя налогового органа о назначении выездной налоговой проверки) недостающая сумма налога и соответствующие ей пени уплачены до момента представления уточненной налоговой декларации (расчета).

Таким образом, не считаются выполненными условия освобождения в случае, когда уточненные декларации представлены в период проведения выездной налоговой проверки.

Правомерность такого подхода подтверждается и судебной практикой (например, постановление Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2011 г. № 11185/10, постановление ФАС Московского округа от 1 февраля 2013 г. № Ф05-15831/12, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 августа 2015 г. № Ф10-2516/15 по делу № А68-7542/2014).

Иные обстоятельства, влияющие на привлечение к ответственности по ст. 122 НК РФ при подаче уточненных деклараций

Представление уточненной налоговой декларации и уплата доначисленной суммы налога и соответствующих ей пеней в рамках выездной (камеральной) проверки могут квалифицироваться как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.

В описательной части решения предусмотрено указание обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Наличие в решении упоминания о представлении уточненной налоговой декларации и уплате доначисленной суммы налога и пеней может помочь налогоплательщику при обращении в управление ФНС России по субъекту РФ с апелляционной жалобой. Вышестоящая налоговая инстанция в свою очередь может воспринять это как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, и снизить размер штрафных санкций.

На то, что подача уточненных налоговых деклараций и уплата доначисленных сумм налогов могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2011 г. № 11185/10, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2015 г. № Ф05-7266/15 по делу № А40-65624/2014.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/shestova/1110776/

Подаем уточненную декларацию

Уточненная налоговая декларация
У организации регулярно возникает необходимость внесения изменений и дополнений в налоговые декларации по налогу на прибыль, поданные за прошлые  отчетные периоды текущего налогового периода, прошлых налоговых периодов.

  Необходимо ли заполнять раздел 3 части 1 при представлении уточненных налоговых деклараций?  Порядок подачи уточненных деклараций (расчетов) по налогам установлен статьей 63 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс).

 

Так, пунктом 8 статьи 63 Кодекса при обнаружении в налоговой декларации (расчете), поданной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок плательщик (иное обязанное лицо) должен внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет), за исключением случаев, предусмотренных частью пятой пункта 8 статьи 63 Кодекса. 

Налоговая декларация (расчет) по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и (или) дополнениями представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения и (или) дополнения. Если в отношении налога, сбора (пошлины), исчисляемых нарастающим итогом с начала налогового периода, неполнота сведений или ошибки обнаружены за отчетный период прошлого налогового периода, то изменения и (или) дополнения отражаются в налоговой декларации (расчете) за прошлый налоговый период. При обнаружении неполноты сведений или ошибок за прошлый отчетный период текущего налогового периода изменения и (или) дополнения отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода. 

В соответствии с подпунктом 8.2 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам) книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.

2014 № 42, с изменениями и дополнениями, (далее – Инструкция) при обнаружении неполноты сведений или ошибок в налоговой декларации (расчете) по налогам, исчисляемых нарастающим итогом с начала года, поданной за прошлый отчетный период текущего налогового периода, изменения и (или) дополнения отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода. 

При этом на титульном листе такой налоговой декларации (расчете) в строке «Внесение изменений и (или) дополнений» знак «Х» не проставляется.  Раздел «Сведения о занижении (завышении) суммы налога, подлежащей уплате (возврату) по налоговой декларации (расчету), в которой обнаружены неполнота сведений или ошибки» заполняется в разрезе прошлых отчетных периодов. Сведения, отраженные в данном разделе, не заполняются в налоговой декларации (расчете), представляемой за последующие отчетные периоды.  Знак «Х» проставляется на титульном листе налоговой декларации (расчета) при внесении в нее изменений и (или) дополнений до наступления следующего отчетного периода в строке «Внесение изменений и (или) дополнений в часть I налоговой декларации (расчета)” и (или) в строке «Внесение изменений и (или) дополнений в часть II налоговой декларации (расчета)», и (или) в строке «Внесение изменений и (или) дополнений в часть III налоговой декларации (расчета)», или в строке «Внесение изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет):», а также одновременно в строках «в связи с обнаружением неполноты сведений или ошибок», и (или) «в соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 № 488 «о некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», и (или) «в соответствии с пунктом 5 статьи 70 Налогового кодекса Республики Беларусь».  Учитывая вышеизложенное, в ситуации, предусмотренной в подпункте 8.2 Инструкции, внести исправления в налоговую декларацию (расчет) возможно двумя способами:  — внести соответствующие данные в раздел I налоговой декларации (расчет), подаваемой  за соответствующий отчетный период, с заполнением раздела III.  — либо до наступления срока представления следующей налоговой декларации (расчета) подать уточненную декларацию (расчет) за отчетный период, в котором допущена ошибка либо неполнота сведений. При этом раздел III не заполняется. 

Согласно подпункту 8.3 Инструкции при обнаружении неполноты сведений или ошибок в налоговой декларации (расчете) по налогам, исчисляемым нарастающим итогом с начала года, поданной за прошлый налоговый период, изменения и (дополнения) отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за прошлый налоговый период. При этом: 

на титульном листе такой налоговой декларации (расчета) знак «Х» проставляется в строке «Внесение изменений и (или) дополнений в часть I налоговой декларации (расчета)”, и (или) в строке «Внесение изменений и (или) дополнений в часть II налоговой декларации (расчета», и (или) в строке «Внесение изменений и (или) дополнений в часть III налоговой декларации (расчета)», или в строке «Внесение изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет):» и в строке «в связи с обнаружением неполноты сведений или ошибок», и (или) «в соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», и (или) «в соответствии с пунктом 5 статьи 70 Налогового кодекса республики Беларусь»;  в разрезе отчетных периодов налогового периода заполняется раздел «Сведения о занижении (завышении) суммы налога, подлежащей уплате (возврату) по налоговой декларации (расчету), в которой обнаружены неполнота сведений или ошибки».

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ

Источник: https://pronalogi.by/articles/element/podaem_utochnennuyu_deklaratsiyu/

ПроступкамНет
Добавить комментарий