Возбуждение уголовного дела

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела

Возбуждение уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения происходит согласно розыскной модели, поэтому решение принимают прокурор, а также орган дознания, дознаватель, следователь и начальник следственного отдела с согласия прокурора.

Порядок возбуждения дела складывается из трех основных этапов: 1) вынесение постановления, 2) получение согласия прокурора, 3) уведомление о принятом решении заявителя и подозреваемого.

1. Вынесение постановления о возбуждении дела. Решение о возбуждении дела оформляется отдельным постановлением или содержится в постановлении о выделении дела. В постановлении указываются:

— дата, место и время его вынесения с точностью до минут (приложение 13 к ст. 476 УПК);

— кем оно вынесено. Если оно вынесено не прокурором, то должно быть получено его согласие на возбуждение дела;

— повод и основание для возбуждения дела;

— уголовно-правовая квалификация преступления, которая имеет предварительный характер и может быть изменена на другую при привлечении в качестве обвиняемого.

Возбуждение уголовного дела сопровождается заполнением статистической карточки на выявленное преступление. Учетно-регистрационными подразделениями (ОВД, прокуратуры, таможенного комитета, ФСБ) уголовному делу присваивается порядковый номер.

2. Получение согласия прокурора на возбуждении дела. Возбуждение уголовного дела предстает в виде процедуры, длящейся во времени. По общему правилу, преду­смотренному ч. 1 ст. 146 УПК, уголовное дело считается возбужденным после получения согласия прокурора на это в виде его письменной резолюции на постановлении о возбуждении дела.

До вынесения постановления о возбуждении дела следователем, дознавателем или должностным лицом органа дознания могут быть проведены только непринудительные процессуальные действия (например, осмотр места происшествия) и некоторые принудительные действия — фактическое задержание и доставление.

После вынесения постановления о возбуждении дела указанные лица вправе произвести принудительное процессуальное освидетельствование (ст. 179) и назначить судебную экспертизу (ст. 195). Проведение иных принудительных процессуальных действий до дачи согласия прокурором на возбуждение дела по буквальному смыслу ч. 4 ст.

146 по общему правилу не допускается.

В качестве исключения уголовное дело считается возбужденным с момента вынесения об этом постановления и без согласия прокурора, в силу неотложной ситуации: когда промедление может реально повлечь утрату следов преступления, сокрытие преступника или подлежащего взысканию имущества.

Так, при возбуждении уголовного дела капитанами судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, главами дипломатических представительств расследование начинается без согласия прокурора. Прокурор уведомляется об этом с помощью средств связи.

Когда неотложная ситуация отпадает, уголовное дело направляется прокурору для получения его согласия на возбуждение дела (ч. 4 ст. 146 УПК).

Постановление следователя или дознавателя о возбуждении дела направляется прокурору для согласования «незамедлительно», то есть так быстро, как это возможно в зависимости от следственной ситуации.

По поступившим материалам прокурор также «незамедлительно» принимает одно из трех решений: а) дает согласие на возбуждение дела; б) выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение дела; в) возвращает материалы для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок до 5 суток.

3) О принятом прокурором решении уведомляются заявитель и подозреваемый. Эта обязанность выполняется следователем или дознавателем в тот же день, когда прокурор принял решение.

Существенными особенностями обладает процедура возбуждения некоторых уголовных дел: а) частного и б) частно-публичного обвинения; в) по запросам иностранных государств об уголовном преследовании (ст. 459); г) в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст. 448).

Возбуждение уголовных дел частного обвинения производится по состязательной модели путем подачи заявления потерпевшим мировому судье, который выносит постановление о принятии заявления к своему производству (ст. 318).

Преступления, преследуемые в частном порядке, перечислены в ч. 2 ст. 20 (побои, оскорбление).

В делах частного обвинения обвинителем является сам потерпевший, поэтому дело возбуждается только по его заявлению и подлежит прекращению при его отказе от обвинения (примирении с обвиняемым) до удаления суда в совещательную комнату.

Для возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения обязательным поводом является заявление потерпевшего, однако его примирение с обвиняемым уже не влечет автоматическое прекращение дела. [1] Перечень дел частно-публичного обвинения дан в ч. 3 ст.

20 УПК (изнасилование без квалифицированных признаков, нарушение неприкосновенности частной жизни). К делам частно-публичного обвинения примыкают дела, возбуждаемые по заявлению коммерческой или иной организации (ст.

23 УПК) по преступлениям, причинившим вред исключительно этой организации и предусмотренным гл. 23 УК РФ.

Если потерпевший не может сам воспользоваться принадлежащими ему правами (в силу ограниченной дееспособности, зависимости от обвиняемого), то уголовное дело возбуждается без его заявления в общем порядке (ч. 4 ст. 20).

Источник: http://www.kalinovsky-k.narod.ru/p/krat_kurs/9-5.htm

Уголовно-процессуальное право

Возбуждение уголовного дела

Стадия возбуждения уголовного дела и соответственно уголовный процесс в целом начинаются с поступления в компетентные органы государства или к должностным лицам информации о преступлении из предусмотренных в законе источников — поводов для возбуждения уголовного дела.

Повод для возбуждения уголовного дела — это то, с чего начинается уголовное судопроизводство, его первый момент, побудительное начало, толчок к деятельности.

Повод для возбуждения уголовного дела

Его можно определить в качестве явления объективной действительности, с которым закон связывает возникновение у дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания юридической обязанности разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, т.е. принять одно из следующих решений: (1) возбудить уголовное дело; (2) отказать в возбуждении уголовного дела. Предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ решение о передаче сообщения по подследственности не освобождает получивший его орган или должностное лицо от обязанности принять решение по существу1Если сообщение о преступлении содержит признаки одного из преступлений, уголовное преследование по которым осуществляется в порядке частного обвинения, то в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ оно направляется непосредственно в суд..

Из текста закона (п. 3 ч. 1 ст. 140, ст. 143 УПК РФ) вытекает и другое значение явлений объективной действительности, названных в качестве поводов для возбуждения уголовного дела, — быть источником сведений о преступлении. В этом качестве они могут быть доказательствами, которые после возбуждения уголовного дела приобретают процессуальную форму иных документов (п. 6 ч. 2 ст. 74 УПК РФ).

В законе дан перечень поводов для возбуждения уголовного дела (ст. 140 УПК РФ): (1) заявление о преступлении; (2) явка с повинной; (3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; (4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.

2 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В данном случае речь идет не о самостоятельном поводе для возбуждения уголовного дела, а об особых требованиях, предъявляемых к такому поводу, как сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

В п. 43 ст.

5 УПК РФ для обозначения ряда поводов для возбуждения уголовного дела используется также понятие «сообщение о преступлении», включающее заявление о преступлении, явку с повинной и рапорт об обнаружении признаков преступления2Рапорт об обнаружении признаков преступления — это документ, которым оформляется сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников..

Однако в понятие «сообщение о преступлении» не включено постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, что влечет негативные правовые последствия. Так, к рассматриваемому поводу неприменимы положения ст.

144, 145 УПК РФ, обязывающие принять, проверить каждое поступившее сообщение о преступлении и принять по нему решение о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения о преступлении но подследственности или в суд.

Это означает, что на руководителя следственного органа, следователя, орган дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя указанная обязанность не распространяется. Далее, закрепленное в п. 1 ч. 2 ст.

37 УПК РФ полномочие прокурора проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях также не распространяется на проверку исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Таким образом, прокурор фактически лишен возможности надзирать за тем, чтобы органы предварительного расследования надлежащим образом отреагировали на его постановление. И наконец, согласно и. 9 ст. 5 УПК РФ досудебное производство начинается с момента получения сообщения о преступлении, а значит, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании не влечет начала уголовно-процессуальной деятельности, что не соответствует положениям ст. 140, 146, 148 УПК РФ. Представляется, что подобная несогласованность должна быть устранена, а термин «сообщение о преступлении» должен охватывать все поводы для возбуждения уголовного дела.

Заметим, что перечень поводов для возбуждения уголовного дела носит открытый характер.

Когда обнаружены признаки преступления, всегда есть повод для возбуждения уголовного дела — если не в виде заявления о преступлении или явки с повинной, то в виде сообщения о преступлении, полученного из иных источников.

Исключение составляют сообщения, полученные из анонимных источников. Анонимное заявление о преступлении, в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ, не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Повод для возбуждения уголовного дела порождает уголовно-процессуальные отношения.

С момента его поступления начинается уголовно-процессуальная деятельность по обнаружению признаков преступления, с этого же момента исчисляются сроки принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Документы, в которых фиксируются поводы (протокол устного заявления, письменное заявление и т.д.), служат важным источником информации о преступлении.

Основания для возбуждения уголовного дела

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела, помимо повода, требуется основание. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Уголовно-процессуальный закон не определяет, о каких признаках преступления идет речь.

Учитывая, что на стадии возбуждения уголовного дела нет необходимости, а иногда и возможности устанавливать признаки всех элементов состава преступления (объекта преступления, объективной стороны преступления, субъекта преступления и субъективной стороны преступления), под достаточными данными, указывающими на признаки преступления, следует понимать данные о том, что действительно имело место деяние, что это деяние является противоправным, оно в качестве преступления обозначено в соответствующей статье УК РФ, и наказуемым, т.е. за его совершение предусмотрена уголовная ответственность.

Установление основания для возбуждения уголовного дела включает в себя: (1) выяснение факта совершенного деяния; (2) установление в этом деянии признаков конкретного преступления, предусмотренного определенной статьей (частью, пунктом статьи) Особенной части УК РФ; (3) собирание достаточных данных, указывающих на признаки этого преступления.

Устанавливая основание для возбуждения уголовного дела, необходимо, прежде всего, выяснить, что произошло, какое действительное событие кроется за теми или иными явлениями.

Событие воссоздается на основе собирания данных, а также их последующей проверки и оценки. Воссозданное событие служит основой для установления в нем признаков преступления.

Чем полнее и точнее происшедшее событие установлено, тем обоснованнее будет суждение о наличии в нем признаков преступления.

В выясненном деянии выделяются черты, совпадающие с чертами какого-либо указанного в уголовном законе преступления, т.е. в нем устанавливаются признаки преступления. Это делается по правилам квалификации преступлений.

Для установления в каком-либо деянии признаков преступления достаточно иметь о нем общее представление. Точный размер похищенного, места хранения, каналы сбыта, соучастники могут быть выяснены в ходе последующего расследования.

Уголовное дело может быть возбуждено и при отсутствии сведений об этих обстоятельствах. Однако в ряде случаев отдельные обстоятельства должны устанавливаться достаточно точно.

Например, утверждать о наличии признаков преступления в некоторых деяниях можно лишь при существенном вреде, значительном размере или тяжких последствиях. Вывод о наличии признаков преступления в подобных случаях может быть сделан только после проверки соответствующих обстоятельств.

Установив в деянии признаки преступления, необходимо квалифицировать его по соответствующему пункту, части, статье Особенной части УК РФ. Бывает, что деяние подпадает под признаки сразу нескольких преступлений.

В этом случае надо руководствоваться сочетанием двух критериев: (1) какой состав в наибольшей степени соответствует деянию и (2) какая квалификация будет способствовать наиболее эффективному предварительному расследованию.

Выяснение самого деяния и установление в нем признаков преступления предпринимаются на основе полученных данных. Достаточность данных достигается путем установления логических связей между ними, устранения противоречий, подкрепления обстоятельств комплексом источников.

Какие-либо единые критерии для определения достаточности данных не могут быть сформулированы.

В каждом конкретном случае достаточность данных для обоснованного вывода о наличии признаков преступления определяется уполномоченным должностным лицом по своему внутреннему убеждению.

Получение достаточных данных должно быть ограничено задачами стадии возбуждения уголовного дела. Необоснованное расширение пределов проверки затягивает решение вопроса о возбуждении уголовного дела, создавая условия для уничтожения следов преступления и его сокрытия.

Источник: https://isfic.info/crimpro/lodne57.htm

Калиновский К.Б. Тема 8. Возбуждение уголовного дела. Уголовный процесс. Конспект лекций

Возбуждение уголовного дела

К оглавлению; Мобильная версия.

1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения уголовного дела – это предназначенная для установления признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу, уголовно-процессуальная деятельность специально уполномоченных субъектов по приему, регистрации и проверке информации о преступлениях, завершающаяся решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Сущность стадии возбуждения уголовного дела состоит в том, что на ней принимается решение о начале принудительной процессуальной деятельности, результаты которой будут служить материалом для судебного разбирательства.

Непосредственными задачами стадии возбуждения дела служат установление признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу (оснований для отказа в возбуждении дела – ст. 24 УПК).

данной стадии состоит в процессуальной деятельности органа дознания, дознавателя, следователя (а в некоторых случаях прокурора и суда) по рассмотрению первичной информации о преступлениях (ее приему, регистрации, проверке и принятию решения). Кроме того, на стадии возбуждения дела могут участвовать заявитель, явившиеся с повинной лицо, специалист, эксперт, понятой, лицо, дающее объяснение, адвокат.

Процессуальная деятельность начинается с появления повода для возбуждения дела – сообщения о преступлении и заканчивается решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Значение стадии возбуждения дела состоит в следующем:

* Определяется конкретный момент начала предварительного расследования (а по делам частного обвинения – судебного производства). Это обеспечивает контроль над сроками производства.

* Обеспечиваются права заявителя и подозреваемого.

* Актом возбуждения дела создается условие для производства принудительных процессуальных действий.

* Стадия возбуждения дела является своеобразным «фильтром» для информации, которая заведомо не содержит сведений о преступлениях.

2. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Повод для возбуждения уголовного дела – это сообщение о преступлении, полученное из предусмотренного процессуальным законом источника, прием которого обязывает органы расследования (а по делам частного обвинения — судью) приступить к процессуальной деятельности. Сообщение о преступлении как повод должно иметь соответствующую форму, в том числе быть удостоверено автором.

Законом предусмотрено четыре повода для возбуждения дела.

1) Заявление о преступлении – это обращенное к правоохранительным органам или суду официальное сообщение о преступлении, удостоверенное определенным лицом (физическим, юридическим или должностным).

При этом заявитель, во-первых, сам не считает себя причастным к совершению этого преступления, а во-вторых, не является сотрудником правоохранительных органов, который бы действовал в порядке исполнения служебных полномочий.

Заявление может быть письменным или устным. Письменное заявление подписывается заявителем. Анонимные сообщения не являются поводом для возбуждения дела, но могут быть проверены оперативно-розыскными средствами. Устное заявление оформляется протоколом. Заявителю разъясняется уголовная ответственность за заведомо ложный донос.

2) Явка с повинной — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Явка с повинной является не только поводом для возбуждения дела, но и смягчающим вину обстоятельством. Явка с повинной оформляется так же как и заявление: протоколом или письменным заявлением.

3) Рапорт об обнаружении признаков преступления — это официальное письменное сообщение должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков преступления из иных источников (кроме заявлений и явок с повинной). В качестве источников информации выступают первоначальные сообщения (полученные по телефону, опубликованные в печати) или непосредственное обнаружение признаков преступления самим лицом, составившим рапорт.

4) Постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Прокурор может составить данное постановление в результате осуществления общего надзора за соблюдением законности или рассмотрения обращения граждан (ст. 10 Федеральный закон «О прокуратуре РФ»).

Принцип публичности уголовного судопроизводства порождает обязанность государственных органов уголовного преследования возбуждать уголовные дела в каждом случае обнаружения признаков преступления (ч. 2 ст. 21).

Поэтому при обнаружении признаков преступления, которое преследуется в публичном порядке, повод не обязательно должен выражаться в заявлении или сообщении, полученном из какого-либо строго определенного источника, — закон оставляет их перечень открытым, причисляя к ним любые другие сообщения, полученные из «иных источников» (ст. 140).

Исключение из этого правила составляют материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.

2 УК РФ, а также материалы, направленные Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьей 172.1 УК РФ (ч. 1.1 и 1.2 ст. 140 УПК)1.

Для возбуждения уголовного дела кроме повода необходимо основание – наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК). Обычно это вероятные данные о преступном деянии (объекте и объективной стороне состава преступления), которые содержатся в самом поводе для возбуждения дела и материалах его проверки.

Уголовное дело может возбуждаться либо по факту, либо в отношении конкретного подозреваемого. В последнем случае основанием являются достаточные данные, указывающие на совершения преступного деяния данным лицом.

3. Рассмотрение сообщений о преступлениях

Рассмотрение сообщений о преступлениях составляет содержание стадии возбуждения дела и включает в себя прием, регистрацию, проверку первичной информации и принятие по ней решения (ч. 1 ст. 144 УПК).

Прием и регистрация сообщений о преступлениях осуществляется в правоохранительных органах, чаще всего – в дежурной части отделения ОВД2. Должностные лица обязаны принять сообщение вне зависимости от вида преступления, места и времени его совершения, полноты информации.

Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией (в книге учета сообщений о происшествиях в органах внутренних дел и аналогичных книгах в других органах предварительного расследования).

Порядок регистрации устанавливается ведомственными инструкциями.

При личном присутствии заявителя ему выдается документ о принятии сообщения о преступлении (талон-уведомление) с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения может быть обжалован руководителю следственного органа, прокурору или в суд.

Проверка сообщения о преступлении заключается в проведении проверочных действий – собирании дополнительных доказательств, подтверждающих или опровергающих первоначальную информацию о преступлении и необходимых для принятия решения. Проверочные действия предпринимаются при условии, что в поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления. В противном случае решение по поступившему сообщению принимается на основе прилагаемых к нему материалов.

Средствами проверки являются, как правило, непринудительные способы собирания доказательств: истребование и принятие представленных предметов и документов (ст. 86).

В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; образцы для сравнительного исследования, справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам; даны письменные поручения органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Проведение таких действий предусматривается ч. 4 ст. 21, ст. 141 УПК.

Редакция средства массовой информации обязана по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в ее распоряжении материалы о преступлении (ч. 4 ст. 21 УПК). При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие неразглашения своего имени.

По общему правилу производство следственных действий (как обладающих принудительным характером) до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не допускается, кроме осмотров места происшествия, предметов и документов, трупов (ч. 2 ст.

176), освидетельствования и производства судебной экспертизы (ч. 1 ст. 144).

Однако если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

Срок процессуальной проверки сообщений о преступлениях составляет 3 суток со дня приема сообщения о преступлении.

Этот срок может быть продлен до 10 суток по ходатайству следователя или дознавателя соответственно руководителем следственного органа или начальником органа дознания, а при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также оперативно-розыскных мероприятий этот срок может быть продлен до 30 суток прокурором по ходатайству дознавателя или руководителем следственного органа по ходатайству следователя. Если по истечении срока проверки все еще осталось неясным, имеются ли основания для возбуждения или же для отказа в возбуждении дела, то – исходя из публично-правовой обязанности осуществления уголовного преследования (ч. 2 ст. 21 УПК) – должно быть принято решение о возбуждении дела (как основанное на вероятных данных и подлежащее дальнейшей проверке).

Проверка сообщений о преступлениях завершается вынесением постановления:

* о возбуждении уголовного дела;

* об отказе в возбуждении уголовного дела;

* о передаче сообщения по подследственности или подсудности.

О любом из трех принятых решений ставятся в известность заявитель и другие заинтересованные лица. Решение о возбуждении уголовного дела по факту не подлежит обжалованию в суд.

4. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

Уголовные дела публичного обвинения возбуждаются органами уголовного преследования: органом дознания, начальником подразделения дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа.

Порядок возбуждения дела складывается из трех основных этапов:

1) Вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. В нем указываются: дата, место и время его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание для возбуждения дела; уголовно-правовая квалификация преступления.

2) О возбуждении дела незамедлительно уведомляются прокурор, заявитель и подозреваемый. Прокурору направляется копия постановления о возбуждении дела.

3. Прокурор проверяет законность и обоснованность возбуждения уголовного дела. Он вправе истребовать материалы проверки (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК) и в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела.

Существенными особенностями обладает процедура возбуждения некоторых уголовных дел: а) частного и б) частно-публичного обвинения; в) по запросам иностранных государств об уголовном преследовании (ст. 459 УПК); г) в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст. 448 УПК).

Возбуждение уголовных дел частного обвинения производится путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем мировому судье, который выносит постановление о принятии заявления к своему производству.

Дела частного обвинения (совершенные без квалифицирующих признаков побои, оскорбление и др. перечисленые в ч. 2 ст.

20 УПК) подлежат обязательному прекращению при примирении частного обвинителя с обвиняемым до удаления суда в совещательную комнату.

Для возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения обязательным поводом является заявление потерпевшего или его законного представителя, однако его примирение с обвиняемым уже не влечет автоматическое прекращение дела. Перечень дел частно-публичного обвинения дан в ч. 3 ст. 20 УПК (изнасилование без квалифицированных признаков, нарушение неприкосновенности частной жизни).

Если потерпевший не может сам защищать свои права (в силу зависимого, беспомощного состояния), то уголовное дело возбуждается в общем порядке.

5. Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела

Отказ в возбуждении дела – это итоговое решение стадии возбуждения дела, которым завершается уголовное судопроизводство в целом.

Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела является достоверное установление с помощью уголовно-процессуальных доказательств одного из следующих обстоятельств (ст. 24 УПК):

1) отсутствия события преступления (самого преступного деяния);

2) отсутствие в деянии состава преступления, когда проверяемое событие (деяние) было, однако оно не является преступным.

3) истечения сроков давности уголовного преследования, установленных УК РФ.

4) смерти подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего.

5) отсутствия заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе, как по его заявлению (по делам частного и частно-публичного обвинения).

6) отсутствия заключения суда, либо согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом.

Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела включает в себя:

* вынесение мотивированного постановления;

* рассмотрение вопроса о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего ложное сообщение о преступлении;

* опубликование сведений о принятом решении в том средстве массовой информации, по материалам которого проводилась проверка;

* направление копии постановления заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения;

* разъяснение заинтересованным лицам их права обжаловать данное решение прокурору, руководителю следственного органа или в суд.

Источник: http://kalinovsky-k.narod.ru/p/lecture_notes/8.html

ПроступкамНет
Добавить комментарий